Репертуар 1987 года был довольно разнообразен. Были в нем и фильмы, бесспорно, выдающиеся. Но преобладали по-прежнему ленты иные, хотя они, на первый взгляд, и отличаются от ярких образцов «технологии серости», заполонившей наши экраны в семидесятые годы.
Возьмем, к примеру, четыре картины летнего репертуара — «Ночной экипаж» (сценарий А. Усова, режиссер Борис Токарев), «Свободное падение» (сценарий Р. Ибрагимбекова, режиссер Михаил Туманишвили), «Друг» (сценарий Э. Акопова, режиссер Леонид Квинихидзе), «Фотография с женщиной и диким кабаном» (сценарий А. Колбергса, режиссер Арвнд Криевс). Их объединяет заявка на остропроблемность. . И что же?
Автор и режиссер Борис Токарев хотел дебютировать «Ночным экипажем» еще в конце семидесятых годов (сценарий написан в 1976 году). Тогда не дали. Сочли, видимо, историю шестнадцатилетних «аутсайдеров», угоняющих такси, «нетипичной» для отечественных школьников. Теперь разрешили. Однако после выхода на экраны таких замечательных картин о молодежи, как «Чучело» (1982) Р. Быкова, «Пацаны» (1983) Д. Асановой, «Легко ли быть молодым?» (1986) Ю. Подниекса, «Непрофессионалы» (1985) С. Бодрова и других, «Ночной экипаж» кажется повторением пройденного, не открывает ничего нового ни в теме, ни в характерах героев. Более того, отчетливо заметны схематичность сценария, однозначность, блеклость большинства персонажей.
В «Свободном падении» авторы тоже предлагают ситуацию не из легких: четверо друзей подозреваются в убийстве. Следователь (А. Мягков) пытается психологическим путем выбить необходимые показания, тем паче что один из подозреваемых (Л. Лауцавичус) в прошлом был судим... Выдерживает это испытание только один из героев (А. Збруев). И хотя обвинение в конце концов оказывается ложным, былой дружбе, как мы понимаем, не бывать... И хотя действие фильма происходит в наши дни, невольно напрашиваются параллели из прошлого.
Замысел, как видим, был серьезен. Но, к сожалению, его воплощение вновь оказалось на уровне схемы. А уровень режиссуры Михаила Туманишвили столь же низким, как и в его предыдущей работе — боевике «Одиночное, плавание». И даже талантливые актеры не смогли вывести картину за рамки общего кинематографического потока.
Еще один одаренный актер — Сергей Шакуров — солирует в грустной кинокомедии «Друг». Ведущий телевизионный «Киноафиши» Юрий Гейко считает даже, что это — его лучшая роль, хотя С. Шакуров сыграл в таких известных фильмах, как «Сибириада» (1979) А. Кончаловского и «Спасатель» (1980) С. Соловьева. Позволю себе не согласиться с Ю. Гейко: на мой взгляд, это не самая удачная работа актера. Спору нет, первые 20—30 минут действия картины, когда мы знакомимся с бывшим музыкантом, а ныне «профессиональным алкашом» и его говорящей собакой, смотрятся с интересом. Немало здесь и комедийных находок, удачен закадровый голос Василия Ливанова, озвучившего умного пса, который пытается вернуть своего друга к нормальной жизни. Но потом сюжет фильма как бы выдыхается, топчется на месте. Следить за его героями становится просто скучно. По сути, материала этой притчи о потере человеком самого себя хватает только на короткометражку. Дальше картину не спасают от банальности даже песни Александра Розенбаума...
И, наконец — «Фотография с женщиной и диким кабаном». Помесь детектива с мелодрамой плюс элементы эпатажа. Молодой латвийский режиссер Арвнд Криевс, судя по предыдущей ленте «Малиновое вино», любит рассказывать истории в духе Агаты Кристи. Истории, где в убийстве подозреваются чуть ли не все герои, где на первый план выходит атмосфера неизвестности. В «Фотографии...» чего только нет: видения, сны, манекенщицы-ню, просмотры "клубнички" на видео... Авторы дают нам понять что знакомы с приемами так называемого «авторского кино». Но, увы, знакомство это не обеспечено талантом…
Александр Федоров, 1987 год
«Интердевочка» (СССР, 1989)
В "Интердевочке" нельзя не заметить авторского сочувствия и даже любви к своим героиням, в поте тела зарабатывающим свои тысячи "баксов". И хотя поклонники "Городского романса" и "Военно-полевого романа" отметят, вероятно, слабости драматургии и неоправданные длинноты "Интердевочки", ясно, что Тодоровский снимал ее вовсе не для того, чтобы пощекотать зрительские эмоции пикантными подробностями..
Он размышляет о том, как к концу 1980-х эта "древнейшая" профессия стала предметом престижа и зависти немалого числа советских женщин?
Словом, проблемы затронуты в фильме серьезные. При этом авторы очень хорошо "просчитали" зрительские чаяния и предпочтения, выбрав жанр традиционной мелодрамы и использовав миф о Золушке..
Александр Федоров, 1989