Сегодня президент России Владимир Путин выступил на расширенном заседании коллегии МИД. Во время мероприятия он призвал к диалогу властей Беларуси с оппозицией. Но о чем говорит его заявление? Наши коллеги спросили у экспертов.
Что именно сказал Путин?
— Да, мы знаем, что ситуация в Беларуси, хоть и успокоилась внутри страны, но, тем не менее, проблемы есть, и мы прекрасно отдаем себе в этом отчет, и, конечно, призываем к диалогу между властями и оппозицией, — заявил Владимир Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МИД.
При этом он добавил, что «со своей стороны Россия безусловно продолжит линию на укрепление связей и углубление интеграционных процессов с Беларусью».
— Будем реализовывать все 28 принятых недавно отраслевых союзных программ по формированию общего экономического пространства, переходить к проведению согласованной макроэкономической, налоговой, банковско-кредитной политики, — сказал Путин.
Возможно, у оппозиции были какие-то контакты с Кремлем? Кажется, дело не в этом
О возможных переговорах между штабом Светланы Тихановской и российской властью в последнее время никаких заявлений не было. Сегодня эту же информацию Zerkalo.io подтвердила и сама Тихановская.
— Лично у меня контактов с Кремлем не было. Я приветствую призывы к диалогу. Но никакой диалог не начнется в тюрьме. Все политзаключенные должны быть освобождены, насилие остановлено. Наши условия прежние, — заявила она.
Но почему тогда Путин вспомнил о диалоге? Эксперты назвали несколько причин
По мнению политического обозревателя Александра Класковского, не стоит преувеличивать значение этой реплики Путина и «обольщаться мыслью, что он озаботился проблемами развития демократии в Беларуси».
— И российский, и белорусский режимы — авторитарные. Настоящего диалога с оппозицией правящая верхушка боится как в Москве, так и в Минске. Однако случайных фраз у Путина не бывает. Почему он допустил эту реплику? Я допускаю, что в недавних разговорах с Меркель и Макроном Путин пообещал, что проведет с белорусским союзником разъяснительную работу по всему комплексу вопросов. Речь не только о миграционном кризисе — Европа все еще напоминает, что она озабочена репрессиями и политическими посадками. Таким образом, Путин показывает ей, что он как будто немного «воспитывает» Лукашенко, — комментирует эксперт.
При этом Класковский добавляет, что Путин и Кремль преследуют свои цели, держа в голове продвижение московских интересов на белорусском направлении.
— Я думаю, что во время долгих закулисных встреч Лукашенко не раз пытался доказать Путину, что ситуация устаканилась, проблемы решены, он держит ситуацию под контролем, а потому торопиться с транзитом власти не стоит. Многие предполагают, что в августе-сентябре прошлого года Лукашенко дал Путину обещание насчет транзита и своего плавного ухода. Я думаю, если принять во внимание этот контекст, то такой репликой Путин показывает, что он не во всем согласен с белорусским партнером. Тем самым он говорит, что понимает: в Беларуси не все в порядке, проблемы видны, нужны политические трансформации и, возможно, плавный транзит власти.
Класковский отмечает, что Кремль и сам не идет на контакты ни со Светланой Тихановской, ни с Павлом Латушко. По мнению аналитика, вся оппозиция Лукашенко в глазах Путина — это прозападные фигуры, которые держат в голове только планы цветных революций.
— Поэтому суть месседжа — Кремль хочет напрячь Лукашенко, показать, что он не вполне удовлетворен ситуацией и, может быть, предполагаемыми изменениями в Конституцию, а потому желает изменения политической конфигурации в Беларуси для более удобного продвижения своих интересов. Уход Лукашенко в таком случае предполагается не через «улицу», а плавно, чтобы через какое-то время у Кремля появился менее токсичный и более сговорчивый партнер, — добавляет Класковский.
Политический обозреватель Валерий Карбалевич считает, что Путину может не нравиться идея Лукашенко стать руководителем ВНС.
— Это определенный «троллинг» Лукашенко. Чем он вызван, до конца непонятно. Может быть, это продолжение того кризиса, который начался еще в октябре вокруг «Комсомольской правды», заявлений гостелеканалов с обеих сторон и отказом Путина приехать в Минск на саммиты. В чем причина? Возможно, в нежелании Лукашенко выполнять какие-то договоренности, которые были достигнуты сторонами в прошлом году. Речь идет о том, что Лукашенко должен осуществить транзит. Теперь же Лукашенко сам говорит, что он может остаться на должности руководителя Всебелорусского народного собрания. Вероятно, это не нравится Путину.
По мнению Валерия Карбалевича, второй причиной такой риторики со стороны российского президента могли стать разногласия по поводу миграционного кризиса.
— Здесь тоже не все ясно. Частые переговоры по телефону между Путиным и Лукашенко, возможно, тоже говорят о наличии какого-то конфликта. Таким образом Путин как раз и может «троллить» Лукашенко. Таких серьезных заявлений по поводу внутриполитической ситуации в Беларуси он уже давно не делал. Это любопытное заявление, стоит наблюдать, как эта ситуация будет развиваться дальше, — заключает политический обозреватель.