Найти тему

Октябрь-2021: отчет о просмотренном

На этот раз делить обзор на две части, о том что понравилось, и что нет - не буду - в октябре посмотрел довольно мало.

10 из 10: однозначный шедевр

-2

«Баллада Бастера Скраггса» (2018, США) – вышел на этот фильм случайно, заинтересовался, откуда взялся популярный мем с висельником. Узнал, что это кадр из вестерна, который еще и фильм братьев Коэнов – такое кино упускать нельзя. Картина оправдала надежды на 200% – великолепный постмодернисткий альманах, трибьют жанру вестерна, охватывающий все его аспекты. Тут и пародия на лихие спагетти-вестерны, и деконструкция бандитской романтики, и серьезная драма без ковбоев, индейцев и стрельбы, и пара экранизаций классических рассказов Джека Лондона и Стюарта Эдварда Уайта, и философская «разговорная» комедия. Короче говоря, для поклонников жанра – два часа чистого удовольствия.

9 из 10: отличное кино

-3

«Москвы не бывает» (2020, Россия) – на него я уже написал рецензию в рубрике «Недооцененные фильмы». В двух словах – качественная непопсовая фантастика и черная сатирическая комедия в одном «флаконе».

-4

«Шанхайский полдень» (2000, США, Гонконг) и «Шанхайские рыцари» (2003, США, Гонконг) – комедийные боевики с Джеки Чаном. Первый я смотрел уже как-то давно по телевизору, когда еще учился в школе (а точнее –когда его впервые показали по РТР, в ноябре 2001-го). Как уже понятно из вышесказанного, я неравнодушен к вестернам, ну а кунг-фу боевики люблю не меньше. А тут еще кумир детства в главной роли. Джеки играет китайского гвардейца Чонга, который должен отыскать в Америке похищенную принцессу Китая и вернуть домой, а для выполнения этой мисси ему придется подружиться с бандитом-неудачником Роем (ОуэнУилсон). Увы, фильм изобилует сюжетными дырами, ибо был нещадно порезан в прокате, а я снова посмотрел театральную версию (режиссерская существует, там полнее раскрыты злоключения китайских послов, а также похождения бывших пособников Роя; но, увы, о ее существовании я узнал уже после просмотра, а искать и пересматривать еще раз влом). И совершенно случайно я узнал, что у «Шанхайского полдня», оказывается, есть продолжение, да еще и вышло оно давным-давно! «Шанхайские рыцари» используют ту же формулу, что и первая часть, но уже «в квадрате»: здесь уже и китайский гвардеец и бандит с Дикого Запада попадают в чуждую среду – викторианскую Англию. Море «пасхалок» и постмодернистских шуток гарантировано. Ну и, конечно, безумные драки с применением кунг-фу и подручных средств. Весьма годное, зрелищное и веселое кино.

-5

«Крокодил Данди» (1986, Австралия) – кусками этот фильм смотрел еще в детстве, теперь вот посмотрел по-человечески. Ну что сказать –в наше время уже не увидишь такого героя: мужественного, ироничного, сильного, «благородного дикаря». Ну разве что он будет черным, и на побегушках у какой-нибудь сильной и независимой. Герой – отличный пример для мальчишек. А уж нормальные женщины должны быть от него без ума, если только не предпочитают кого-нибудь поинтеллигентнее.

Портит этот фильм только то, что Нью-Йорк представлен каким-то Содомом, в котором нормальных людей почти нет – богачи с их содержанками, наркоманы, «жрицы любви», бандиты… Не стоит доводить все до абсурда, думаю, и в австралийской глубинке дегенератов хватает, а в мегаполисе все же большинство составляют нормальные работяги и клерки. Вот за этот плакатный максимализм «десятку» не ставлю.

-6

«Надо мною солнце не садится» (2019, Россия) – добрая и по-хорошему сентиментальная российская драма-комедия. Видеоблогер-неудачник, закомплексованный парень, переживший смерть матери, отправляется вахтовиком в тундру, следить за зверофермой дяди. Так он неожиданно находит друга – одинокого старика-отшельника, которого все считают безумцем. На самом деле тот старик так же много лет назад пережил страшную трагедию и замкнулся в себе. Люди, у которых, казалось бы, нет ничего общего, помогают друг другу избавиться от последствий пережитого горя и вновь учатся радоваться жизни.

-7

«Созданный в Бездне: Рассвет глубокой души» (2020, Япония) – полнометражное продолжение аниме-сериала «Созданный в Бездне». Рика, Рэг, а теперь еще и Наначи продолжают свое путешествие к нижним уровням Бездны. Но чтобы спуститься на шестой уровень, им придется просить помощи у Бондрюда – того самого жестокого безумного ученого, который проводил эксперименты над Наначи и Митти. Понятное дело, просто так он им помогать не будет, более того – цена окажется слишком высока. И через владения пафосного садиста придется прорываться с боем…

В своем полнометражном воплощении «Созданный в Бездне» стал еще более слезовыжимательным – если вы рыдали над Митти, то история Прушки, «дочери» Бондрюда, повергнет вас в шок. Честно говоря, со страданиями и трагизмом в этом аниме явный перебор – хотелось бы побольше подземной экзотики, приключений, сражений с монстрами, ужасов и саспенса в конце концов. Но это субъективно, а вот из объективных недостатков –сильно бросается в глаза, что сюжет рассчитан скорее на сериал: вместо плавного движения к кульминации и развязке он как бы мечется по синусоиде, как будто смотришь не полный метр, а сезон сериала «запоем» (а я так не люблю, между сериями нужно делать паузы, смаковать, осмысливать, ведь так задумано авторами). Впрочем, все достоинства франшизы в полнометражке сохранились – необычный и очень проработанный мир, психоделичный и жуткий; столь же экзотичные герои; закрученный сюжет с массой загадок.

-8

«Моб Психо 100» (2016 – …, Япония) – аниме-сериал от создателей «Ванпанчмена», деконструкция историй о школьниках со сверхсилами. Главный герой, Сигэо Кагэяма по прозвищу Моб – офигенно мощный экстрасенс, но его это не радует. Он боится и стесняется своей силы, потому что из-за нее ему, во-первых, завидует младший брат, во-вторых, постоянно приходится сражаться с другими экстрасенсами. А страшнее всего Мобу однажды утратить над этой силой контроль. Сигэо просто хочет хорошо учиться, накачать мускулы, завести друзей и завязать отношения с девочкой – то есть быть обычным подростком. Он занимается изгнанием демонов, подрабатывая помощником «экзорциста»-шарлатана Рейгена, лишенного суперспособностей, но довольно умного человека, тонко разбирающегося в человеческой психологии. Моб в некотором роде становится его учеником, и понемногу учится находить общий язык с обычными людьми и контролировать свои силы. Каждый из двух вышедших сезонов начинается, как комедия о повседневной жизни школьников с элементами мистики, но затем в сериал врывается эпичный сквозной сюжет о тайных (а потом и явных) войнах экстрасенсов.

В общем, «Моб Психо 100» – это ироничная супергероика, высмеивающая и деконструирующая штампы комиксов, сёнена, городского фэнтези и хоррора. Сериал, при всем накале драматизма, добрый, без любимых японцами кровавой жести и пафосного трагизма. Также он отличается необычной, местами карикатурной рисовкой, напоминающей скорее современные западные мультфильмы, чем классическое аниме, и, как ни странно, здесь это к месту. Явных недостатков в этом сериале я не заметил, но лично меня раздражал чрезмерный пацифизм героя (Убивать, конечно, жестоко, но почему бы не задать врагу порядочную взбучку вместо дипломатических переговоров, может, лучше дойдет? Тем более, что чаще всего все равно кончалось дракой.) и мораль, что сверхспособностями не нужно гордиться (По-моему, и силой, и умом, и любым полезным талантом, и даже деньгами, если они честно заработаны, можно и нужно гордиться, а остальное – утопия).

8 из 10: просто хорошие фильмы

-9

«Мейр из Исттауна» (2021, США) – нашумевший в последнее время детективный сериал. Ну что можно сказать… хорошо, но ничего особенного. Во-первых, это больше криминальная драма, чем детектив, здесь на первый план вылезает всякая достоевщина и разнообразный паноптикум персонажей. Собственно, героиня сериала –женщина-полицейский из этого самого Исттауна, крайне депрессивного городишки, где живут в основном пенсионеры, беднота и асоциальные элементы. У Мейр серьезные проблемы – она год не может раскрыть исчезновение девушки, а тут еще одну девицу находят в парке мертвой. К рабочим неурядицам добавляются семейные. И вот со всем этим сильной, но уже немолодой женщине придется разбираться.

Сериал удачно попал в феминистический тренд и отхватил на этой почве кучу наград. Но бояться не стоит: Мейр, конечно, баба железная, но ее образ совсем не идеализирован. Это живой человек с достоинствами и недостатками, временами она и слабость проявляет, и даже на подлость от отчаяния способна. Да и мужиков в сериале сволочами не выставили, как модно в последнее время; вернее, женские персонажи ничем не лучше. Вообще, сериал больше похож на европейские: негламурной внешности персонажи, мрачная цветовая гамма, уклон в драму – я так и думал поначалу, что он британский.

Но в целом, несмотря на неплохой сюжет, сериал как-то не зацепил. Не хватает все же какой-то изюминки. Полюбить героев как-то не получилось. Да и второго сезона вроде бы не планируется, а некоторые сюжетные линии так и провисли. Вот зачем нам так много показывали личную жизнь дочери Мейр? Только ради репрезентации меньшинств? И куда все же ходил Дилан ночью и что скрывают подростки? Осталось ощущение, что у них есть еще какие-то скелеты в шкафу. В общем, для любителей реалистичных детективов и драм из жизни социальных низов сериал будет находкой, а мне чего-то в нем категорически не хватило.

-10

«Крид: наследие Рокки» (2015, США) – очередное продолжение культовой боксерской саги о Рокки Бальбоа. Продолжение, надо сказать, неплохое, в отличие от некоторых предшествующих фильмов. Постаревший Рокки становится тренером Адониса – сына Аполло Крида. Этот фильм мог бы быть достойным завершением серии, символичным, но уже наснимали и снимают дальше. Вообще, главная проблема фильмов о Рокки в том, что их слишком много, достаточно было бы трех-четырех. Уже четвертый, хоть он и важен для сквозного сюжета, был трешем с русофобией и неуместной фантастикой, а пятый и шестой были просто не нужны – ни о чем. Но увы – пока можно, франшизу будут доить (а когда станет нельзя – сделают римейк).

-11

«Новые мутанты» (2020, США) – спин-офф «Людей Икс», своего рода попытка выйти за рамки привычного для кинокомиксов жанра приключенческого боевика. «Новые мутанты» – это фильм ужасов на марвеловском материале. Фильм провалился, но, на мой взгляд, как эксперимент он достаточно любопытен. Жуткая атмосфера и эмоциональное напряжение в нем присутствуют, интрига есть (хотя любитель фантастики достаточно быстро догадается, в чем дело). Если бы режиссер и сценаристы побольше думали о деталях, могло бы получиться лучше. Увы, многое было упущено и фильм пестрит нелогичностями и мелкими сюжетными дырами, что его, конечно, не красит. Но мне скорее понравилось.

-12

«Юный детектив» (2020, Канада) – об этой детективной драмеди я уже писал. В двух словах – кино о том, что происходит с юными детективами, когда они вырастают.

-13

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990, Великобритания, США) – небезызвестная артхаусная трагикомедия, экранизация пьесы Тома Стоппарда. Вещь философская, взывающая массу размышлений, но при этом темная и запутанная. Вообще, про этот фильм я могу сказать, что хоть основную его мысль я понял (судьба маленького человека, каждый мнит себя главным героем, а на самом деле он, возможно, по жизни никто и вообще умрет «за кадром», никем не оплаканный; с другой стороны, в своей жизни каждый сам себе герой, и каждая жизнь важна, а не только всяких пафосных Гамлетов и т. д.), суть большинства диалогов от меня ускользнула совершенно. То ли его нужно смотреть на языке оригинала (который я знаю так себе), то ли вообще вместо фильма лучше посмотреть спектакль или прочитать пьесу (последним я, наверное, и займусь в ближайшее время). Вся психоделия сосредоточена в начале и конце картины, а среднюю часть занимают странные игры слов, философские диалоги, в которых, кажется, герои не слышат друг друга и вставки из «Гамлета» (на которых мне хотелось уснуть, поскольку помню его наизусть). Проблема, наверное, в том, что это единственный фильм Стоппарда, как режиссера – и, хоть он и написал для кино немало сценариев, все же его родная стихия, наверное - театр. Язык кино, похоже, ему так до конца и не дался. Сюда бы какого-нибудь мастера сюрреализма, вроде Дэвида Линча, чтобы добавить красок и безумия видеоряду – все же на одних заумных диалогах фильм держаться не может. Собственно, более-менее смотрибельным его делает лишь гениальная игра Тима Рота и Гэри Олдмана.

7-5 из 10: смотреть можно, но не обязательно

-14

«Зеркало для героя» (1987, СССР) – вот тут хрестоматийное «ничего не понял, но очень интересно». Посмотреть на реконструкцию Донбасса послевоенных сталинских времен, проникнуться этой атмосферой, было интересно. Nautilus Pompilius в начале фильма –приятно. А смысл концовки мне совершенное не ясен: понятно, что герой стал лучше понимать своего отца, но зачем была нужна последняя сцена? Короче, это был любопытный опыт, но кино явно «не мое». 7 из 10.

-15

«Вий» (1996, Украина) – короткометражный мультипликационный концентрат из повести Гоголя. Атмосфера есть, нарисовано неплохо, но многое потеряно: как минимум, гоголевский юмор. Бурсы нет, казаков редуцировали до фоновых безымянных фигур, попытку побега Хомы показали чисто символически. Зачем-то добавили обрамляющий поясняющий диалог бурсаков. В целом пригодно вместо книжки с «кратким содержанием», но прочтению оригинала не равносильно. Впрочем, книгу заменить не может ничто, даже замечательный полнометражный фильм 1967 года. 6 из 10.

-16

«Лето 1984» (2017, Канада) – еще одна деконструкция детского детектива, и снова из Канады. На этот раз следствие ведут действительно подростки, деконструкция же заключается в том, что ведут они себя не как идеальные дети из книжек, а как реальные мальчишки – хулиганят, сквернословят, листают украденные у старших эротические журналы. Идея неплохая, но концовка превращает фильм в то, что в одной интернет-энциклопедии называют «неудобная басня» – это когда в произведении проявляется помимо воли авторов какая-то нехорошая мораль. «Вот-это-поворот» в конце – для триллера элемент похвальный, даже почти обязательный, но зачем заканчивать фильм такой внезапной и дикой жестью? Получается, что герои были неправы, что ввязались в расследование и только нажили себе неприятностей? Так ведь у ГГ и выбора-то не было (кто досмотрит, поймет)… 7 из 10.