Найти тему

Эти опасные гаджеты: как понять, что увлечение перерастает в зависимость и как ее избежать

Как часто мы слышим жалобы родителей: «Стал таким невнимательным, совсем потерял интерес к занятиям, все разговоры только о любимой компьютерной игре, плохо спит и теряет зрение!..»

Зачастую родители даже не подозревают, что за такими разными жалобами может стоять чрезмерное пребывание ребенка у экрана телефона, планшета или компьютера. Мы торопимся снабдить детей современными девайсами, ведь за цифровыми технологиями будущее, почему бы ребенку не осваивать их с пеленок? К тому же это занятие экономит родителям массу времени для важных дел…

Думаем ли мы о последствиях, позволяя ребенку подолгу засиживаться у экрана? Негативное влияние бесконтрольного увлечения может повлиять на все сферы жизни ребенка: физиологию, общение, интеллект, познавательные способности, игровую деятельность... Как же понять, когда увлечение перерастает в зависимость? Давайте определим эти сигнальные уровни.

· Живой интерес- это когда ребенок использует все источники информации для познания мира без предпочтений одного другому: игровую деятельность, общение, книги, манипуляции с предметами, наблюдение и интернет-игры. На этой стадии ребенок особенно восприимчив к примеру взрослых, и, если они не злоупотребляют гаджетами, он тоже учится умеренности.

· Повышенная потребность. Это предпочтение, которое ребенок отдает экрану перед другими занятиями. Этот путь познания кажется ему наиболее доступным и менее энергозатратным. Ведь гаджет не требует усилий по выстраиванию взаимоотношений, он не может обидеться, с его чувствами и мнением не нужно считаться, поисковик исполнит все пожелания независимо от настроения. К тому же экранная картинка гораздо ярче и чаще изменяется, чем пейзаж за окном.

· Выраженная зависимость сопровождается мощной негативной реакцией на призыв родителей сменить объект внимания. Экран действует как магнит, и усилия армии маркетологов не пропали даром, они получили стойкого потребителя своих интернет-услуг. Во многих случаях нежелание сталкиваться с бурной реакцией ребенка на запрет останавливает родителей и способствует укреплению зависимого поведения. К тому же, есть и вторичная выгода в этом процессе - это позволяет родителю освободить время для занятия домашними делами, вместо игр и диалогов с ребенком.

· Полная неспособность обходиться без гаджета - болезнь. В этом случае ребенок не может дня прожить без объекта зависимости. Кушает и спит с любимым девайсом. Может проиграть без перерыва 5-10-28 часов к ряду до полного истощения. Круг общения сужается, сверстники не интересуют, взрослые раздражают. Ребенок не может говорить и думать ни о чем, кроме персонажей любимой игры.

Наверное, родители не предполагают такого развития событий, когда дают малышу в магазине или в транспорте в утешение свой телефон. А ведь дошкольники находятся в самой рискованной возрастной группе. Их личность еще не сформирована, волевые качества не развиты, самоконтроль отсутствует. Как же предотвратить такой негативный сценарий? Соблюдение нехитрых правил пользования девайсами поможет оставаться его хозяином и не превращаться в его раба.

• Дошкольники вполне могут обходиться без телефонов, компьютеров и планшетов. В данном случае вред превалирует над пользой. Если же они уже ими пользуются, временная норма - 15-20 минут в день под присмотром родителя.

• С самого раннего возраста важно формировать культуру пользования интернетом: обучать поиску полезной информации и избеганию ненужной.

• Для этого занятия не подходят утренние и вечерние часы, поскольку в это время защитные механизмы ребенка ослаблены.

• Кухня, ванная, туалет, спальня – место без гаджетов.

• Использование телефонов на занятиях, во время семейных и дружеских встреч, походах и праздниках – моветон.

• Из статуса «времяпрепровождение» пользование гаджетом важно перевести в статус «удовольствие» и выделять на это время только после выполнения важных задач.

• Родителям необходимо контролировать экранное время ребенка, строго обговорить границы дозволенного и при необходимости снижать.

• При сокращении времени пользования гаджетом важно убрать его из поля видимости ребенка и заменить эту привычку полезными увлечениями. При этом всем членам семьи важно проявлять решительность и твердость.

Иногда причина чрезмерного увлечения лежит глубже и является следствием, закрывающим дефицитарную сферу жизни: внимание, признание, успешность, возможность позлиться и многое другое. В этом случае специалист в области детской психологии поможет вам и вашему ребенку.

Психолог Центра "Лидер" Елена Олейникова