В Израиле идёт охота на бороды. Не сказать чтобы успешная. Сначала пытались побрить солдат – бород в армии стало лишь больше. Теперь взялись за пожарных.
Бороды израильских пожарных в опасности. И нет, дело не в языках пламени, которые могут их в два счета спалить – бороды прекрасно умещаются в огнеупорные шлемы, закрывающие голову и шею. Просто вот уже 4,5 года глава службы пожарной охраны Дади Симхи ведет с ними тихую, но непримиримую войну.
Атаку на бороды всегда свежевыбритый и коротко постриженный генерал начал, как только заступил на пост начальника пожарных в марте 2017 года. Действовал аккуратно – для начала встретился с главным ашкеназским раввином Израиля Давидом Лау и спросил, можно ли брить бороды религиозным пожарным, раз служба такая. Ну, а зачем же их брить, сказал раввин, если в ЦАХАЛе уже есть противогазы «Бардас» со специальным непроницаемым углублением для бороды. К сожалению, был уже даже повод проверить их эффективность: во время войны в Персидском заливе, когда Ирак атаковал Израиль с применением отравляющих веществ, бородатые мужчины использовали именно «Бардасы». И благодаря им и сами остались целы, и бороды сохранили. Симхи задумался, но потом все же заявил, что в рамках международной стандартизации противогазы «Бардас» одобрили лишь для использования пожилыми людьми: про бородатых пожарных в экспертном заключении – ни слова, а значит, использовать их при огнетушении нельзя.
В итоге в 2019-м Симхи запретил религиозным пожарным отращивать бороду во время Омера. Это 49 дней между Песахом и Шавуотом, когда религиозные евреи держат траур по трагедиям, постигшим еврейский народ, и в том числе, например, не бреются. Указание было разослано во все подразделения службы пожарной охраны, но его опротестовали как нарушающее религиозные убеждения. Пожарные тогда вообще заподозрили Симхи в желании отомстить за выраженное ими недовольство зарплатой и социальными гарантиями. Прописав запрет на ношение бороды, Симхи мог бы запросто уволить несколько сотен религиозных сотрудников – как не соблюдающих условия найма. Но никакого трудового конфликта вслед за указом тогда все же не последовало.
И вот месяц назад Симхи подписал распоряжение, по которому с 1 ноября 2021 года всем сотрудникам службы пожарной охраны запрещено ношение бороды. Пожарные тут же вышли на демонстрацию, заявив, что если приказ вступит в силу, как минимум 300 человек будут вынуждены уволиться. А это десятая часть всего состава. В итоге они обратились к министру внутренней безопасности Израиля Омеру Бар-Леву и попросили его отложить выполнение приказа – до вступления в должность нового руководителя пожарно-спасательной службы. Огнеборцы уверены, что новый начальник, который должен сменить Симхи через три месяца, отменит «это абсурдное решение». Судя по всему, к их требованиям прислушались – по крайней мере, не слышно ничего ни о новых демонстрациях, ни об увольнениях.
К слову, до изобретения защитных масок и противогазов почти во всех странах мира пожарный как раз и представлял собой разудалого бородача – ну, или в крайнем случае обладателя роскошных усов. Ведь именно они, намоченные водой, хоть немного спасали от угарного газа. Еще в XIX веке правила предписывали пожарным носить бороды и усы. С появлением специальных респираторов необходимость в этих элементах естественной защиты отпала – и небритого пожарного действительно можно встретить крайне редко. Но только не в Израиле.
Кстати, пожарные не первыми попали под раздачу. Началось все с Армии обороны Израиля, где в 2015 году решили ужесточить порядок выдачи разрешений на ношение бороды. То есть официальный запрет на бороду у солдат и офицеров был всегда – дескать, устав обязывает. Но всегда была и возможность «выбить» себе дополнительную растительность – например, по религиозным убеждениям. Вскоре «религиозных» солдат стало в армии Израиля очень много: шаббат они, может, и не соблюдали, но бороду носили с удовольствием. И это тут же заметил генерал-лейтенант Гади Айзенкот, возглавивший Генштаб Армии обороны Израиля в феврале 2015 года. Проверив список разрешений на ношение бороды, он был в ужасе – их оказалось больше 25 тысяч. Всего в израильской армии примерно всегда порядка 180 тысяч человек, треть из них – женщины. Получается, среди мужчин бороду носил каждый пятый!
Айзенкот решил тут же это исправить – и выпустил указ, по которому с 2016 года одного ходатайства военного раввина для разрешения на ношение бороды было недостаточно. Дополнительно требовалось получить одобрение командира воинской части и справку из кадрового отдела, который проверял всю историю человека и выносил вердикт: «Да, борода является важной составной частью его идентичности, облика и веры». Получившие отрицательный ответ имели право подать апелляцию на имя бригадного генерала. Что тут началось в армии! Столы командиров воинских частей оказались завалены тысячами обращений, треть из которых – с пометкой «Отказать» – перетекала в жалобы бригадным генералам. Не доказавшие свое право на бороду объединялись, создавали активистские движения внутри ЦАХАЛа и подавали в суды. От борьбы вскоре устали все – разрешения на бороды вновь потекли рекой, их стали выдавать даже больше, чем раньше.
Новый виток «бородатого» скандала в армии разразился с приходом нового человека на пост начальника Генштаба. Генерал-лейтенант Авив Кохави отменил действие всех старых разрешений и вновь наказал строго следить за выдачей новых. И тем не менее, когда часть военнослужащих подала иск в БАГАЦ – Высший суд справедливости в Израиле – с требованием отменить указы Кохави, им привели сводные данные. Оказалось, что в 2020 году бороды разрешили носить 43 тысячам военнослужащих ЦАХАЛа. Причем это были далеко не только офицеры: 32 тысячи разрешений получили именно солдаты срочной службы. То есть за бороды в Армии обороны Израиля можно все-таки не волноваться. Ну, а что будет с пожарными, решит, как обычно, новый начальник.