За минувшие десятилетия мы привыкли, что Россия в области гражданской авиации последовательно находится в позиции догоняющего игрока, пытаясь заимствовать те или иные конструктивные решения в США или Европе.
Судите сами, Ту-154 появился как ответ на американский Boeing-727, Ту-204 создавался с оглядкой на Boeing-737 и Airbus A320. Не стал исключением и относительно современный Ил-96, который появился на свет как ответ на новую серию американских машин Boeing 747, McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar.
По сути, Ил-96 можно назвать глубокой модификацией более старого Ил-86, который не мог похвастаться дальностью полета и экономичными моторами. Первый полет первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет совершил в 1988 году.
Европейцы долгое время не создавали четырехдвигательных самолетов, справедливо считая их реликтом прошлой эпохи.
Созданный ими в 1970-х А300 стал первым двухдвигательным широкофюзеляжным самолётом в мире. Однако дальнейшему успеху лайнера мешали жесткие нормы ETOPS, запрещавшие двухдвигательному самолету находится на значительном отдалении от резервного аэродрома.
Дабы составить конкуренцию американским самолетам, в ЕС задумались о создании машины, построенной по четырехдвигательной схеме, итогом работ стал первый полет в 1991 году самолета А340.
При этом, Ил-96 появился хоть и раньше европейца но с А340 они являются в некоторой степени аналогами друг друга, имея схожую пассажировместимость, дальность полета и экономичность силовой установки. Кроме того, эксплуатация этих самолетов никогда не приводила к человеческим потерям.
Мы в Telegram
Разумеется, А340 имел большую автоматизацию процессов и использовал большее количество композитов. За счет этого самолет выигрывал в топливной экономичности в сравнении с Илом. С другой стороны, Ил-96 имел большую тяговооруженность чем Airbus.
В 1991 развитие отечественного дальнемагистрального аэробуса было остановлено, тогда как А340 напротив наращивал производство и собирал заказы.
Всего было выпущено 380 самолетов, что совсем неплохо, учитывая сферу его применения.
На рубеже 2010-х этот самолет как и Ил-96 в силу своей четырехдвигательной схеме уже не мог конкурировать с более современными Boeing-767 и Airbus-A330 и в 2011 производство было закрыто. При этом, авиакомпании высоко оценили А340 за его безопасность, надёжность и комфорт для пассажиров, а один из самолетов даже совершил посадку на ледяной панцирь Антарктиды.
Какие выводы мы можем сделать из истории европейского лайнер применительно к Ил-96?
Во-первых, на начало 90-х годов Ил-96 был если не передовым, то вполне современным самолетом, который модернизируясь в последующие 20 лет вполне мог бы стать основой для российских дальнемагистральных авиалиний. В то же время, эпоха Ил-96 уже очевидно подошла к концу и России требуются новые машины дальнемагистрального класса.