Найти тему
Популярная наука

Что такое стендап. И как его пишут

Большинство моих подписчиков знает, что кроме научной журналистики я также занимаюсь стендапом. Пришел я в стендап в 2017 году, не имея цели стать комиком или шоуменом. Хотел просто подкачать навык публичных выступлений. Да и из зоны комфорта временами выбираться полезно. Особенно если ты типичный книжный червь, которым я на тот момент и являлся.

Стендап затянул. Мне очень понравилась возможность быть на сцене, взаимодействовать с живой аудиторией. В эпоху интернета и гаджетов это уникальная и редкая возможность.

Мне часто пишут с просьбой рассказать, как устроен стендап. Как он выглядит в тексте и по каким законам пишется. Поэтому решил написать серию материалов, в котором расскажу и про стендап и про то, по каким законам пишутся шутки.

Что такое стендап

Стендап - юмористический монолог, который создают по определенным канонам. В последние годы стендап стал очень популярным в России. Стендап-комики становятся лидерами мнений. Их зовут на интервью, их много показывают по телевизору.

А главное - попасть в стендап максимально просто. Не нужно, как, например, музыканту, учиться много лет в музыкальной школе, затем в консерватории. И после нескольких лет сцены начинать карьеру.

В стендапе - ты просто пишешь монолог, выходишь с ним и выступаешь. И если у тебя получилось смешно и интересно - начинаешь карьеру стендап-комика.

В чем же уникальность стендапа, как жанра и как выглядит его структура?

В этой статье мы разберем, как складывается логика стендап-монолога. И не будем разбирать, как писать шутки. Шутки тоже пишутся по определенным канонам и про это у меня уже выходили (и выйдут еще) отдельные материалы, ссылки на которые вы найдете в конце статьи.

Откровенность. Насколько стендаперы правдивы

В стендапе ты рассказываешь о себе. О своих внутренних проблемах. О том, с чем сталкиваешься в жизни и как это преодолеваешь. Причем необязательно побеждаешь трудности - ты можешь и проиграть. Главное, чтобы это было смешно и интересно.

Много ли здесь правды? У хороших опытных комиков своей личной правды много. Это потому, что искренние выступления лучше работают на аудиторию. Гораздо проще рассказать, как есть, чем придумать ситуацию.

Откровенность - сближает. Твои проблемы найдут отражение в сердцах других людей, в этом и сила стендап-монолога.

Но если рассказывать о жизни один в один, как есть - то никто слушать это не будет. Серо и скучно. Поэтому комики приукрашивают действительность обычными художественными методами: метафорами, гиперболами, яркими эпитетами и т п.

Важную роль играют шутки. Они как раз могут уже выходить за пределы реализма.

Вступление в стендапе

Когда выходишь на эстраду
Стремиться нужно к одному.
Всем рассказать немедля надо,
Кто ты зачем и почему.
Аркадий Велюров, "Покровские ворота"

Для начала важно рассказать аудитории - кто вы. Они же понятия не имеют, каковы ваши взгляды на мир. Чем вы занимаетесь. Пока вы этого не сделаете, у публики будет немой вопрос.

Это легко известным комикам. Все примерно знают, что представляет из себя Алексей Щербаков или Юлия Ахмедова. Так уж устроен человек. А начинающие стендаперы должны быстро ввести аудиторию в курс дела.

Вот как когда-то начинали резиденты шоу "Стендап на ТНТ"

2 года, 6 месяцев и 15 дней назад мы с моей девушкой поженились. А вас не удивляет, что мужчина так хорошо помнит дату? Я помню по двум причинам. Во-первых, это значимый день. Во-вторых, я каждый месяц вношу 8200 экспресс-кредита, который взял на эту свадьбу. Стас Старовойтов

Сразу понятно, что за проблемы у человека и что он за персонаж, о чем будет шутить. Аналогично и Тимур Каргинов:

"Здарова хачики! Вы - все хачики!" Именно с такой фразой ко мне и моим друзьям обратился на днях в ресторане полковник полиции.

Не стоит слишком загружаться этой задачей и пытаться написать гениальную первую шутку. Просто в одном предложении опишите себя. Задача вступления - чтобы зритель понял, кто вы такой.

Как выбрать тему для стендапа

Первое правило - ее точно не стоит выдумывать. Тему нужно искать в своей жизни. Здесь нужно обратить на вещи, людей, ситуации, к которым вы испытываете следующие эмоции:

Бесит;

Раздражает;

Грустно;

Трудно;

Странно;

Страшно.

Как видите, все эмоции негативные. Увы, это особенность комедии.

Весь семейный юмор строится на очень плохих воспоминаниях. Семейный юмор — это когда одному смешно от того, что второй бесится.
Стас Старовойтов

Классический пример - Пьер Ришар, который играл недотеп, которые попадали в дурацкие ситуации.

Структура стендапа

В 2001 году американский стендап-комик Джуди Картер выпустила книгу "Библия комедии", где описала структуру стендап выступления. По этой схеме написано много монологов. Если всерьез хотите заниматься стендапом, то стоит прочесть эту книгу. Я изложу структуру в упрощенном варианте.

Стендап-монолог состоит из тематических блоков. Каждый блок условно можно разделить на четыре части:

Заход (в книге называется сетап. Здесь и далее в скобках буду добавлять книжную англоязычную версию названий).

Заход - это не смешная часть. Он должен объяснить вашу позицию и трудность, с которой вы столкнулись. В нем обязательно нужно выразить отношение к предмету.

Например, нормальный заход:

Мне 41 год, а у меня на работе - одна молодежь. Мне трудно выстраивать общение с ними.

Видна ситуация и проблема.

Важно, чтобы заход содержал парадокс. То есть у него было две противоположные грани. Как пример выше, парадокс: взрослый человек и молодежь.

Или, как выше я упоминал Пьере Ришара - режиссеры постоянно запихивали героя-недотепу в опасные ситуации, которые были для него максимально парадоксальны.

Парадокс бывает между желанием и действительностью. Например, Юлия Ахмедова рассказывает, что ей интересно построить отношения. Но не получается.

Девушка хочет отношений - у девушки нет отношений. Парадокс!

Если бы она говорила от лица девушки, которая чайлдфри, которой неинтересны традиционные ценности - семья и т п, то парадокса бы не было. И слушать ее было бы неинтересно.

Отыгрыш (act out). Это прямая речь или история, иллюстрирующая вашу проблему.

Просто ни один парень не будет листать в пятницу вечером список контактов и такой: "О, а вызвоню ка я эту больную на голову"
Юлия Ахмедова

То есть вы просто показываете диалог, сценку или просто прямую речь с той проблемой, что вы задали в заходе.

Я решил теперь во всем поддакивать жене. Она говорит:
-Давай будем брать только самарскую гречку, она лучше!
-Думаю да!
-Как думаешь, челку надо подстричь?
-Думаю да!
Стас Старовойтов

Выверт (Mix). Это ассоциация на ту проблему, что вы обозначили.

Часто начинается фразой: "Это все равно, что..." или "Не бывает так, что..."

Тут важно, чтобы ассоциация была меткой.

"У меня не растет борода. Я не знаю, что такое трехдневная щетина. Я знаю, что такое десятидневный пух. Если я целую девушку - она думает, что пришел кот". Слава Комиссаренко

Здесь выверт-ассоциация у Славы - предложение про кота.

Еще вариант - помещение героя в максимально неудобные для него условия. Классический пример из комедии - "Детсадовский полицейский", когда брутального Шварценеггера заставили заниматься максимально небрутальным делом - воспитывать толпу детей.

Например, как продолжил свою тему Слава Комиссаренко, что ему грустно, что не растет борода. Он поместил себя в ситуацию, когда борода будет смотреться максимально важным атрибутом:

"Представьте, а если бы я решил стать батюшкой! Кто станет доверять безбородому батюшке! Как может отпустить грехи человек, который не может даже отпустить бороду?"

Если в заходе вы должны быть максимально реалистичны, то здесь - наоборот, можно максимально выдумывать.

Например, Сергей Детков (стендап-комик у которого с рождения только одна рука) рассуждал, как он был бы вратарем в футболе.

Отыгрыш на выверт (Mix act out). Вы придумали фантастическую ситуацию в выверте? Сделайте к ней такую же живую сценку, прямую речь, как вы сделали в обычном отыгрыше.

А теперь давайте посмотрим целый блок через призму этой структуры. Вот фрагмент выступления Дмитрия Романова:

-2

Трудно ходить с такой прической, всех раздражаешь. Прихожу в кино, сажусь и все время сзади себя слышу:

"Черт, блин, почему именно здесь!"

Иногда меня просят поменяться, но я не меняюсь. Один раз попробовал, пересел со второго на третий ряд, потом с четвертого попросили...к середине фильма я сидел уже в 17-ом ряду.

Я заложник своей прически. Я такой вечный пляжный чувак. Я не могу прийти в офис и такой:

-Мы рассмотрели ваше инвестиционное предложение.

Я могу прийти в офис и крикнуть:

-Я принес всем доски для серфинга!

Как из блоков складывать целый монолог

Важно найти общее со зрителями и вызывать у них доверие.

Довольно эффективная схема:

1. Шутка на вас, как на главного героя вашего стендапа. Тут лучше обшутить то, что в первую очередь бросается в глаза. Например, я крупногабаритный человек и обычно начинаю с шутки про внешность.

Если у вас внешность ничем не примечательна, можно пошутить на эту тему, как, например, коллеги вас постоянно путают, забывают - здоровались с вами или нет.

2. Тема про детство. Детьми были все и эта тема сближает. Плюс дети у всех вызывают теплые чувства. Можно вспомнить трудности из детства. В каком районе жили, сложности взаимоотношений с родителями и т п.

3. Тема, в которой вы - эксперт. Это любая тема, в которой ваши знания превосходят уровень среднего обывателя. Сюда подходит работа, хобби, какие-то кружки, в которые ходили в детстве.

Необязательно быть оперным певцом, чтобы рассуждать в стендапе о музыке. Достаточно, если вы увлекались этим в юности и вам дорого это занятие. Все равно у вас больше знаний и наблюдений, чем у обычного человека. Так поделитесь с ним, ему же интересно, как утроена жизнь у представителей других профессий!

4. Отношения. Тема, знакомая и близкая всем. Вечная. Здесь главное - не рассказывать бородатых тем. Искать уникальный взгляд. Интересные наблюдения за женой/мужем. Изящные способы решать конфликты. Странные ситуации, в которые вы вместе попадали или когда познакомились.

Финал необязательно должен быть акцентированным. Хорошо, если удалось придумать какую-то итоговую, философскую шутку. Но можно просто завершить на финальной шутке блока.

Если у вас нет шуток на одну из этих тем - не страшно. У вас и все выступление может быть посвящено одной теме. Многие строят весь стендап, например, на тему своей работы. Или отношений.

Обманчиво просто. Или подводные камни стендапа

Начать выступать в стендапе максимально просто. Записываешься, как комик, на какой-нибудь открытый микрофон и выходишь, рассказываешь свой монолог зрителям. Делаешь это регулярно, смешно и интересно - тебя замечают. И ты получаешь доступ к концертам, гастролям. Ходишь на кастинги, чтобы получить доступ к телеэфирам.

Но это обманчивая простота. Многие комики годами штурмуют открытые микрофоны, а все также остаются за пределами большой сцены.

Обычно когда начинаешь учиться чему-то новому, то все идет просто. Соревнуешься с такими же по классу ученикам. Например, когда я занялся шахматами, в первом турнире я играл с новичками. Выиграв турнир я попал в следующий - где играли четвертые разряды и т п. И только, достигнув КМС я столкнулся с реальными трудностями.

В стендапе все наоборот. Сложно именно начать, пройти первые 20-30 открытых микрофонов. Потому что тебя не знает публика, как многих других комиков. Ты ищешь подходы к зрителю. А заодно преодолеваешь свой страх публичных выступлений - в начале он есть у всех.

Как сказал популярный оратор Радислав Гандапас:

В нас живет первобытный страх. Если бы в древние времена ты бы оказался перед толпой незнакомых людей, то первое действие - бежать, это опасно!

Мандраж перед выходом на сцену есть даже у опытных комиков. Но с опытом ты его не замечаешь, а, наоборот, используешь в своих целях, для энергии - как полезный всплеск адреналина.

Взрослые темы

Стендап часто упрекают за обилие грязных тем формата 18+. У Жванецкого и прочих юмористов прошлого подобных шуток не было, не говоря уже о мате. А в стендапе это чуть ли не обязаловка.

Стендап и правда - более свободный и нецензурируемый жанр. Главный цензор здесь - сам зритель.

Комики несут на сцену и в телевизор то, над чем смеются люди. Продюсеры не пропустят в телевизор материал, если не убедятся, что он смешной. Перед съемками мы по 20-30 раз обкатываем материал перед живой аудиторией. И на ТВ его возьмут только если все шутки вызвали реакцию зала.

У меня, к примеру, в стендапе есть научно-популярные темы. Но на них зрители смеются примерно лишь в 70% случаев. Этого недостаточно, чтобы взяли на ТВ. Поэтому гораздо чаще в ТВ попадают мои монологи про семью, отношения, работу и т п.

А над грязными темами зритель смеется в 90%++ случаев. Потому комики, у которых много такого юмора, с большей вероятностью пронесут этот материал на ТВ. Может быть у этого комика были классные шутки про пушистых котят и то, как он зачитывался в детстве Тютчевым. Но зритель сам выбрал юмор другого типа.

Но все зависит от самого комика. Лично мне рассказывать грязные шутки просто не очень комфортно, поэтому я стараюсь их избегать. Да, это простой и легкий способ вызвать смех. С другой стороны, зрители в душе это понимают и отношение к комику, который шутит только на грязные темы вряд ли будет уважительным.

Зритель постепенно взрослеет и умнеет. Остается надеяться, что грязные темы уже не будут так веселить народ. И на первый план выйдут комики с тонким художественным вкусом.

Стендап VS эстрада

Замечательные юмористы прошлого - Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Ян Арлазоров, а также - из современных - Павел Воля, строго говоря стендаперами не являются. Это эстрадные юмористы. Они редко рассказывают о личном, и много - от лица персонажа. Или отвлеченные от себя истории.

Эстрадные монологи - сейчас практически забытый жанр. А жаль. У юмористов прошлого нам точно есть чему поучиться. Они использовали тонкий юмор, яркие художественные ходы и этим достигали сердца зрителя.

Современному стендапу точно есть чему у них поучиться!

Мои стендапы:

Шоу Stand Up Battle Павла Воли:

Материалы по теме:

Как быстро придумать шутку с помощью каламбура

Как сделать классную шутку с помощью ассоциации

Почему одним нравится Comedy Club, а другим - «Кривое зеркало»?