В поисках современных фильмов о войне набрёл на четырёхсерийный фильм 2005 года «Внимание, говорит Москва». Аннотация обещала рассказ о жизни и подвигах молодой советской снайперши. Отчего ж не посмотреть-то?
Фильм начинается громким лозунгом: «По заказу правительства Москвы». О как! Знаем мы эти заказы!
Итак, война. Две девушки в гимнастёрках, одна по имени Славка, а другая по прозвищу Ромашка, собирают в свои каски землянику, валяются и отдыхают в лесу, по-современному, чилят. К ним подбирается змея, и зритель напрягается, но девушки встают и уходят, и зритель понимает - символизм. Расслабляться нельзя, опасность и всё такое.
Далее идут титры, из которых мы узнаём, что снял фильм старенький режиссёр Александр Сурин, а сценарий к нему написала некая Алла Криницына, чей шедевр «Родина или смерть» мне категорически рекомендовали к обзору. Один плюс: музыку к фильму написал замечательный композитор Алексей Рыбников.
Итак, начинается действо: как и было обещано, война и снайперши, ловко отстреливающие фашистких пулемётчиков. Но им тоже приходится туго: немцы накрывают их миномётным огнём, Славка теряет сознание и оказывается засыпана землёй, а Ромашку, тяжело раненную, немцы утаскивают в плен.
До сих пор особых претензий к фильму нет.
А вот далее – начинаются. Сначала Славка устраивает истерику в расположении части, а потом, немного придя в себя, заставляет старшину взять её на очередное боевое задание. Старшина отказывает, Славка упрямится. Этот эпизод нужно показывать молодым актёрам, чтобы наглядно показывать, как не надо играть. В итоге старшина сдаётся.
Параллельно показывают Москву, в которой мама Славки пляшет и поёт на сцене под лозунгом, набранным стандартным шрифтом, ещё и со словом «родина», написанным с маленькой буквы. По заказу правительства Москвы, помним, помним.
Мама занимается тем, что дико косплеит Любовь Орлову:
Также показывают отдел пропаганды, который с Шуховской башни транслирует радиопередачи на нескольких языках. (Кстати, недавно один знакомый по ошибке назвал её башней Шухевича и сказал, что Бандеру терпеть не может, а вот Шухевич за свою башню заслуживает уважения).
Заведует отделом старлей, бывший фронтовой переводчик, в совершенстве владеющий немецким. В фильме присутствует дичайшая сцена, где сперва показывают старлея, надиктовывающего по-немецки в микрофон, а следом – улицы Москвы, над которыми из громкоговорителя разносится эта самая… НЕМЕЦКАЯ РЕЧЬ!!! Вот это пранкеры были в военное время! Представляю, как враз взбодрились москвичи!
Итак, действие возвращается на фронт. Снайперши выдвигаются на позиции и вдруг видят: немцы привязали Ромашку к столбу и нарисовали у неё на лбу мишень.
Ну-ка, ну-ка, пощёлкаем правой кнопкой мышки...
Да точно она! Зум - очень удобная штука.
Эта инсталляция действует на военных тёток странным образом: они начинают выскакивать из окопчиков и носиться по округе, сражаемые немецкими пулями. Понабрали кого попало в армию, блин. Славка смотрит через прицел на измученную Ромашку читает по губам «Убей меня». Ну, Славка и выстрелила – что ей, жалко, что ли, человек-то просит. Бойцы побежали в наступление, а Славка вылезла из окопа и, как и остальные её коллеги, начала беспорядочно носиться по полю, за что и была вполне закономерно подстрелена.
Старлей в поисках материала приходит к "Любови Орловой" в гримёрку и та с воодушевлением рассказывает ему, что её дочь с подругой геройски бьёт фашистов. В доказательство она показывает газету с портретом дочери, которую хранит как память. Старлей загорается идеей запустить боян из старой газеты в эфир.
Конец первой серии, войны в фильме больше не будет. Ну, почти.
Славка после ранения приезжает домой. Как оказалось, к матери похаживает майор-НКВДшник с грязными целями. Это ей не нравится.
Тем временем по радио озвучивают боян про героинь-снайперш, заведомо зная о том, что Ромашка погибла. В альтернативной версии папараццей Славка спасает подругу из плена. Славка, услышавшая это по радио, в шоке. Она бежит с разборками на радио и бездарно изображает гнев.
Родители Ромашки же, послушав радио, возрадовались: ошиблись с похоронкой-то, значит.
Славка поближе знакомится со старлеем, они весело удирают от патруля, затем этот неудачник как-то раздирает свои брюки, перелезая через кирпичную стену. Этот конфуз их сближает.
Конец второй серии. Полезной информации в ней – минут на пять, остальное – вода, женские сопли и слюни.
Третья серия. Славка по поручению выступает перед тётками на оружейном заводе с речью, ей дарят личную винтовку и просят продемонстрировать меткость в тире. Но, едва взглянув в прицел, Славка бросает винтовку и с визгом убегает: в прицеле ей мёртвая подруга приглючилась.
Далее зрители дружно бьются головами обо все близ находящиеся твёрдые предметы: Славка решительно идёт к радостным Ромашкиным родителям и вываливает им весь фарш: как немцы их дочь к столбу привязали, как она её собственноручно застрелила… сказать, что отец в шоке - ничего не сказать. Он тихо спрашивает: «А зачем ты стреляла, если уже наши в атаку пошли?» Он этого понять не может, как и я не понял. И сама Славка, похоже, не поняла, так как не нашлась, что ответить. Ну, типа, уж извините, косяка спорола.
Отец пошёл в НКВД и написал заявление обо всём, что услышал. Лейтенант хотел было дать делу ход, да над ним начальствовал хахаль Славкиной матери. Хахаль заявление припрятал, а клеветника велил арестовать и судить. Вот так из-за тупой звезды мужик конкретно встрял. Мало ему было дочь потерять, так ещё и в лапы кровавой гэбни попал.
Старлей с радио узнаёт об этом и пытается разрулить ситуацию.
Он приходит к Славке и популярно объясняет ей, что она – тупая звезда.
В этом моменте есть внезапно сильная сцена, из-за которой я не жалею, что посмотрел целиком фильм о похождениях бесноватой девки. На ней я остановлюсь подробно.
Итак, старлей в шоке от тупости девушки, а она в ответ невнятно лепечет, мол, рассказала всю правду. И вот тут-то он выдаёт монолог. Передаю не дословно, но общий смысл.
«Вошли мы в освобождённый город. В доме, где мы расквартировались, мы нашли убитую женщину с младенцем. Младенцу немцы разбили прикладом череп. А рядом, на улице, наши ребятишки с горки катались. Не на санках, нет. Облили мёртвого немца водой, чтобы обледенел и скользил получше, отрубили по колено ноги, чтобы не мешались, забираются на него верхом – и едут. А внизу крюком его цепляют и опять в горку тащат. Всё это я видел лично, и то, и другое – правда. Разница лишь в том, что женщина с ребёнком – это правда моей страны, а мёртвый немец – это правда Германии. Так какую правду мне рассказывать сегодня?»
Ух.
А ведь чертовски верно подметил! Вся михалковщина и кровавая гэбня, которой нас закармливает современный отечественный кинематограф – это правда чужая, не наша! (А зачастую и вовсе не правда!) Стоит задуматься – кем являются все те, кто нам её старательно навязывает!
Конец третьей серии.
Четвёртая серия. Мать-артистка на грузовике добирается до воинской части. Командир удивляется: «Почему так поздно приехали? Ночь уж на дворе?» Лейтенант поясняет: «Их артиллеристы перехватили, пришлось выступать!» (Это прозвучало очень странно, так как, судя по петличкам, и лейтенант, и капитан как раз артиллеристы и есть).
Славка беседует с мамкиным хахалем, который тоже объяснил ей, кто она есть. А отца Ромашки «с дисбатом отправили на фронт».
Мать на грузовике уже ехала домой с гастролей, как вдруг налетели немецкие самолёты и пулемётными очередями изрешетили грузовик. Грузовик перевернулся и адски взорвался, как будто вёз не мать и старичка-алкаша с баяном, а боеприпасы. Хотя, может, это от алкаша сильный выхлоп был. Все погибают.
Старлей-полиглот продолжает своё расследование. Он разыскивает в госпитале старшину, с которым Славка была в том бою, и старшина говорит, что это он застрелил её подругу, а Славка этого сделать не могла, так как у неё не было дальнобойных патронов. Цифровой зум был, а вот до окопов, выходит, дострелить она не могла. Зато пулемётчики с противоположной стороны очень даже хорошо до неё достреливали. Видимо, им-то дальнобойные патроны завезли.
Старлей приходит к Славке, где его встречает майор-бывший хахаль, который говорит: мама всё. Старлей решает остаться со Славкой, чтобы поддержать её в этой тяжёлой ситуации. Пока Славка лежит в постели, он звонит на работу, говорит, что сегодня не придёт и надиктовывает текст на немецком.
И тут вдруг от звуков немецкой речи Славку клинит!!! Она хватает подаренную винтовку, которая кстати заряженная стояла тут же, за шторкой, выбивает ногой двери в прихожую и начинает кошмарить старлея, стреляя в него раз за разом с криком «Фашистская гнида!»
К счастью, старлей уворачивается от пуль, как избранный, и обезоруживает одержимую снайпершу. Он кладёт её обратно в постель и внезапно говорит, что любит её. О как. А так вроде бы ничего и не предвещало. Славка спрашивает: «Это сказка?» Старлей уверяет, что нет.
И вот кадры – Славка снова на снайперской позиции. Она снимает пулемётчика. Реакция товарища убитого самая что ни на есть естественная: высунуть свою арийскую башку и посмотреть, а кто же это стрелял?
«Привет от Ромашки, фрицева сударыня!» - сквозь зубы цедит Славка и жмёт на спусковой крючок.
Фрицева сударыня?!
Конец фильма.
Думаю, дополнительный анализ будет излишним. 4/10 и то – большой аванс за монолог о правде.
Спасибо всем, кто меня читает - очень приятно!!!
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Внимание, говорит Москва» (2005).
Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)
#кино #фильмы о войне #кино и немцы #циничный пересказ #галопом по кино #снайперы