Найти тему
Про Мой Район

Чему учит современная театральная студия и как она воспитывает трудных подростков: интервью с худруком Павлом Полушкиным

Драматический театр им. С.Л. Штейна может похвастаться богатой историей, выдающимися актерами, которые шагнули в большое искусство со сцены ДК ЗИЛ (а именно здесь «порт приписки» театра) – достаточно вспомнить Василия Ланового и Александра Ширвиндта. И — интереснейшей творческой жизнью сегодня. Удивительно, но это одновременно и профессиональный, и молодежный театр. Плюс – театральная студия, где ребят серьезно учат актерской профессии. Художественный руководитель Павел Полушкин рассказал подкасту «Большой город» об уникальной миссии театра-студии (ссылку на эпизод мы прикрепили в конце материала).

Павел Полушкин, художественный руководитель Драматического театра им. С.Л. Штейна
Павел Полушкин, художественный руководитель Драматического театра им. С.Л. Штейна

Искусство притяжения

Наш театр – в Даниловском районе. Но он, конечно, гораздо больше этой части Москвы. Да, у нас многие ребята из района. И при этом к нам едут со всей Москвы и даже из Подмосковья. Да, часто наш зритель – это наши соседи. Но не только они.

Театр, где бы он ни находился, может много добра миру сделать. Сеять разумное, доброе, вечное. Говорить о том, что волнует нынешнее поколение, как оно связано с предыдущим. Видимо, нам это удается, если Драматический театр им. Штейна так хорошо знают в Москве.

Фото: facebook.com/teatrimshteina
Фото: facebook.com/teatrimshteina

Великая реальность театра

Василий Лановой в свое время говорил, что основатель театральной студии Сергей Штейн вынимал детей с улицы. И сегодня мы их тоже вынимаем — но уже не из улицы, а из-за компьютеров, из виртуальной реальности. И возвращаем их в жизнь. В театр, который тоже великая реальность – но другая. Эту другую реальность мы пытаемся в наших спектаклях создавать.

Мы вытаскиваем наших детей из одиночества. Некоммуникабельности. Из зажима, который такого рода одиночество и рождает.

Потом, конфликт отцов и детей тоже никто не отменял. Именно в этот период дети настолько не верят своим близким, что готовы открыть душу любому прохожему. Мы налаживаем тесные отношения с родителями, которые доверили нам своих чад. Не зря они нас часто называют «вторыми родителями».

Фото: facebook.com/teatrimshteina
Фото: facebook.com/teatrimshteina

Выход на сцену надо заслужить

Театр еще никому не навредил. Он развивает человека, обогащает, делает его шире. Знаете, чему мы учим ребят? Актёрскому мастерству, сценической речи, сценическому движению, танцу, вокалу, фехтованию. Эти дисциплины нужны для того, чтобы человек имел право выйти на сцену, на то, чтобы их слушали. Мы воспитываем в ребятах высокое отношение к искусству вообще и к театру, в частности. Они должны иметь право, чтобы их слушали.

Видимо, поэтому наши выпускники — во всех театральных вузах Москвы, Питера других городов.

Но нет, мы не готовим их для театральной карьеры. Не надо стране столько артистов, много их. Я нашим воспитанникам говорю – вы можете пойти в эту профессию только, если вы не можете без нее жить. Потому что она зыбкая. Неудачников толпы, счастливчиков – единицы. Для нас главное, чтобы наши ребята правильно ориентировались в жизни, и театр прекрасная для этого площадка. Чтобы они понимали слова «честь», «достоинство», «совесть», «благородство». Чтобы эти главные человеческие понятия не были для них лозунгом или посторонним шумом.

Фото: facebook.com/teatrimshteina
Фото: facebook.com/teatrimshteina

Талантам надо помогать

Талантливых ребят много. Всякий раз этому поражаюсь. Не оскудела наша земля. Другое дело, что даже те, кто очень хочет, не всегда попадает в профессию. Просто не берут человека. Потому что сегодня ориентируются на сериальное пространство, сериальное производство. Яркая актерская индивидуальность сегодня работает против артиста. Сегодня у Ролана Быкова, Инны Чуриковой или Алисы Фрейндлих почти не было бы шансов.

Другое дело, что театр – это уникальное место на земле, где есть поле деятельности для любого. Не обязательно выходить на сцену. Можно заниматься звуком, светом, декорациями.

Фото: facebook.com/teatrimshteina
Фото: facebook.com/teatrimshteina

Быть своим во времени

Что делает театр современным? Не то, что становится моментальным откликом на события за окном. Нет. И не то, что предпринимается для того, чтобы явить миру свою оригинальность. Потому что, если я не понимаю, зачем это все сделано, то мне скучно. А если скучно, то это уже не театр.

Но если ты находишь свой особый язык и слышишь своих современников... Если люди на сцене и в зале рождают третью энергию… И если человек приходит в театр одним, а уходит другим, просветленным, то да, это и есть современный театр. На все времена.

Полную версию интервью с Павлом Полушкиным слушайте в 25-м выпуске подкаста «Большой город».

Страница Драматического театра им. С.Л. Штейна

----------------------------------

Вам также может быть интересно:

Как, когда и какие иностранные языки нужно учить москвичу? Ответы дает полиглот Дмитрий Петров

Как в Москве появилось первое котокафе (спойлер: айтишник влюбился в котиков и забыл про компы)

Как городские дворы, парки и скверы меняют нашу жизнь: интервью с экспертом