Азы Православия
Иконоста́с — это алтарная перегородка от северной до южной стены храма, отделяющая алтарь от средней части храма. Иконостас состоит из одного ряда или нескольких ярусов икон.
История возникновения и развития иконостаса
В первые века христианства преграды между храмом и алтарем не было. В римских катакомбах, где во II–IV веках собирались на литургию христиане, подобного и не могло быть.
После того как в IV веке император Константин Великий сделал христианство государственной религией, в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был не очень высок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения, от простого любопытства.
Первые сообщения об отделении алтаря завесой встречаются в житии святителя Василия Великого. Он повелел это сделать в своем храме, чтобы служители алтаря не отвлекались, глядя на мирян, а полностью отдавались божественной службе. Так было и в ветхозаветном иерусалимском храме, где завеса закрывала Святая святых. Сейчас в православных храмах завеса находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.
В это же время, в IV веке, появились алтарные преграды, которые выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом, балкой — так называемым архитравом. Иногда перегородка состояла из резных решеток.
Сверху на архитрав, в центральной его части, обычно устанавливался крест. Посредине ограждения устраивался главный вход в алтарь — царские врата, а по бокам — малые двери, названные дьяконскими. Так сохранилось до настоящего времени. На створках царских врат обычно изображается икона Благовещения и иконы четырех евангелистов. На дьяконских дверях обычно писали и пишут до сих пор иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, хотя возможны и другие варианты.
Перегородки, богато декорированные, разделялись опорными столбами. На них по сторонам алтаря обычно делались изображения Господа Иисуса Христа и Богоматери или вешались Их иконы. Это сохранилось и в наше время.
В XIV веке на самой алтарной преграде справа от царских врат стали помещать икону Господа Иисуса Христа, слева — икону Богоматери. Эти иконы положили начало местному, нижнему ряду иконостаса. В нем рядом с иконой Спасителя находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В нижнем же ряду могут помещаться другие местночтимые иконы.
Одноярусные и двухъярусные иконостасы были распространены в Восточных Церквях, а также на Руси в Х–ХII веках.
Расположение икон на иконостасе в храме
Со второй половины XVI века классический русский иконостас состоит из пяти рядов икон.
Пятиярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Он показывает путь примирения человечества с Богом.
Вначале на иконостасе изображается ожидание человечеством обещанного Богом Спасителя. В пятом, верхнем ряду, который называется праотеческим, располагают иконы древнейших праведников от самого Адама, знавших Единого Бога и имевших обетование о спасении. Центральной иконой ряда обычно является икона Святой Троицы.
В четвертом (втором сверху) ряду изображают ветхозаветных пророков, несших людям знание о Спасителе, Который должен прийти в мир. Именно поэтому в центр ряда стали помещать образ Богоматери, от Которой родится Христос. Чаще всего это икона «Знамение».
Третий ярус называется деисусом (деисисом) — от греческого «моление». Центральным образом этого ряда является Господь во всей Своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зеленого овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.
К Спасителю в молитвенном предстоянии обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены вполоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах.
Второй ярус икон (четвертый сверху) называют праздничным. Центром ряда является икона Тайной Вечери над царскими вратами — знак того, что в алтаре совершается установленное на Тайной Вечере таинство Евхаристии, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Остальные образы показывают важнейшие моменты пришествия Спасителя в мир и совершенного Им искупления. Это изображение двунадесятых праздников.
Верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия. Это подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.
Иконостас как отображение духа времени
Иконостасы бывают очень разными по стилю: строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные, состоящие из одного ряда икон или многоярусные, доходящие до самого купола храма.
В XVII веке стали по-особому украшать вертикальные столбики между иконами. Обильную резьбу или иной декор часто имели царские врата и их обрамление.
В конце XVII – начале XVIII века украинские и белорусские резчики по дереву принесли в Россию новую форму резьбы: в объемной резьбе преобладали мотивы виноградной лозы и других растений. Витые колонны, увитые лозой, заменили старые русские столбики. Иконостас превратился в пышную позолоченную раму, напоминал чудесный райский сад, в котором пребывали образы святых.
В ХХ веке форма высокого иконостаса потеряла свою актуальность. Распространенными стали иконостасы в форме деревянной или каменной невысокой преграды в 1–2 яруса икон.
Сейчас при формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма. Всё чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим.
Положение и наполнение иконных рядов также не жестко регламентированы, хотя и регулируются определенными традициями.
Продолжение следует…
Подготовила послушница Татьяна Кладиева