Покорители Арктики и Антарктики воспринимаются большинством из нас как люди суровые, брутальные. И не так-то легко ассоциируются с юмором. Но только до тех пор, пока вы не придете на выставку «О труде, быте и досуге полярников. Несерьезно!».
Эта передвижная выставка, родом из Российского государственного музея Арктики и Антарктики, открылась на прошлой неделе в Ульяновском областном краеведческом музее и будет действовать до 26 ноября. Она действительно ломает шаблоны о полярных исследователях.
Например, разве можно, по идее, шутить на тему зажатого во льдах лагеря Шмидта - команды погибшего парохода «Челюскин», за спасением которого следила вся страна? Оказывается, да. Тем более если делать это по-доброму. И совсем все вопросы исчезают, когда узнаешь, что сам художник-карикатурист был среди терпящих бедствие моряков. Это Федор Решетников. Тот самый, что в 1952 году напишет картину «Опять двойка». А в 1933-м он буквально выпросил у Отто Шмидта разрешение на плавание на «Челюскине». И, как оказалось, не зря. Работы Решетникова поднимали настроение зимующим во льдах морякам. Его веселые рисунки постоянно появлялись в стенгазете «Ледовый крокодил» и неплохо скрашивали суровый быт моряков, почти месяц ожидавших спасения.
Фактически именно Решетников положил начало жанру арктического шаржа. Глядя на него, и другие художники принялись работать в этом направлении - шаржам Вениамина Брискина и Василия Фомичева про папанинцев на льдине, дрейфовавших в 1938 году на станции «Северный полюс-1», уже никто не удивлялся. Они регулярно публиковались в газетах и воспринимались нормально. Ведь шарж - это не насмешка, а добрая шутка.
1930-е - это вообще эпоха арктического шаржа, сделанного именно рукой профессионалов. Над самими профессионалами, кстати, тоже подшучивали. Например, художник Николай Радлов сделал шарж «Федя рисует в любых условиях», на котором Федор Решетников продолжает рисовать в… объятиях белого медведя.
Великая Отечественная стала огромным перерывом как в арктических исследованиях, так и в арктическом искусстве. Карикатуристы же, по-доброму шутившие над полярниками, теперь едко смеялись над фашистами.
С 1950-х годов открывается новая страница. Станции «Северный полюс» сменяют одна другую. А в 1956 году советская экспедиция впервые высадилась в Антарктиде, и полярные шаржи становятся уже не только арктическими, но и антарктическими. Но, кроме этого, меняется и еще кое-что. Жанр становится преимущественно любительским. Среди полярников находятся наследники Федора Решетникова, которые рисовали смешные картинки уже для своих стенгазет. Часто эти шаржи даже не подписаны. На выставке указаны лишь даты и места, где они сделаны. Например, «станция «Северный полюс-4», 1958 год». Или - «21-я советская антарктическая экспедиция 1975-77 годов».
Какие-то из шуток будут понятны только тем, кто прошел эти экспедиции. Другие же при минимуме объяснений повеселят любого. Как, например, история про холодец, который антарктические полярники выставили застывать при небольшом плюсе, а из-за резкого похолодания тот превратился в кусок льда, который даже прелагали распилить бензопилой. Логично, что этот шарж получил название «Победила дружба» с намеком на легендарный советский инструмент.
Есть на выставке и веселые постановочные фотографии. Например, на одной из них участники экспедиции «Северный полюс-13» принимают солнечные ванны, укутавшись в спальные мешки. На другом веселые полярники лихо отплясывают под гармонь прямо на построении. Что очень наглядно демонстрирует: покорители крайних севера и юга ребята, конечно, очень суровые, но при этом и чрезвычайно веселые.
Игорь УЛИТИН
Фото Павла ШАЛАГИНА