Найти тему

Военная подготовка теперь, конечно, стала практическим вопросом для нас и для каждой нации. В первую очередь необходимо учитыват

Военная подготовка теперь, конечно, стала практическим вопросом для нас и для каждой нации. В первую очередь необходимо учитывать военное использование военного образования. По этой причине это должна быть в первую очередь проблема, решение которой должны принимать политические власти и военные эксперты. Эти эксперты должны быть компетентны, чтобы сказать нам, какая военная техника необходима в любое время для удовлетворения требований нашей политической ситуации, и они должны быть в состоянии дать рекомендации о количестве и виде реальной военной подготовки, необходимой для того, чтобы сделать эту физическую технику наиболее эффективной. Все это, очевидно, должно быть предусмотрено, хорошо это или плохо с общеобразовательной точки зрения. Но готовность и национальная оборона означают, конечно, больше, чем владение оружием и больше, чем военная подготовка как таковая. И не может быть жесткой и быстрой границы между военной готовностью и более широкой технической готовностью, в которой все оборудование и навыки научно-технической деятельности страны всегда готовы быть мобилизованы для ее защиты; или между ними и еще более общей готовностью за счет организации и контроля человеческого фактора способами, которые не являются конкретно военными или механически техническими вообще.

Если подготовка к обороне никоим образом не исчерпывается военной подготовкой, то, с другой стороны, не вся военная подготовка предназначена для обороны. Решение о фактическом объеме и виде военной подготовки, как мы говорим, может быть оставлено на усмотрение эксперта, но психолог и педагог должны решить, нужен ли нам простой минимум такой подготовки или общая военная подготовка в образовательных целях. В конце концов, однако, это, возможно, больше вопрос вкуса в образовательной практике, чем в обучении. Существует множество мнений, по крайней мере, с обеих сторон. Некоторые утверждают, что военная дисциплина приносит очень большую пользу человеку и обществу. С немецкой точки зрения это эквивалент [209]гигиены для отдельного человека. Это национальный режим для физического и психического здоровья. Это также символ и выражение социальной солидарности. Многие считают, что военная дисциплина была бы особенно полезна для всех американских мальчиков. Но с другой стороны, нет недостатка в доказательствах того, что военная подготовка в той мере, в какой она действительно проводится по-военному, является жестокой.

В конце концов, мы говорим, что это может быть вопросом предпочтения. Некоторым нравится военная дисциплина в школах и везде, некоторым-нет. Нынешний писатель, например, сознается, что он этого не делает. В этом видится не столько опасность сделать народ воинственным, сколько уверенность в том, что он привнесет во всю повседневную жизнь дух, несовместимый с нашим уровнем цивилизации и с самым здоровым духом образования. Он смакует непрогрессивное. По нашему мнению, это означает введение в школу слишком легким и простым способом и, следовательно, на слишком низком уровне чего-то, что должно быть введено в образование другим способом. Чувство солидарности и идеализм, которые немец нашел в своей военной дисциплине, мы должны выразить каким-то другим способом. Особенно непродуктивность военной жизни и постоянное внушение того, что является архаичным, без практической обстановки или декоративной жизни, к которой относятся такие вещи, особенно должны быть обвинены в милитаризме.

Мы должны скорее спросить, как можно поддерживать боевой дух и основы воинственного духа без военной подготовки. Не скорее ли посредством более общих и нетехнических процессов образования, которые способствуют физическому мастерству, посредством фундаментального социального образования, уделяя внимание нашим основам религиозного образования, мы сможем создать и поддерживать наиболее эффективный моральный дух? Наилучшей основой для всей необходимой военной деятельности свободного народа, по-видимому, является, так сказать, побочный продукт мирной жизни, поддерживаемой на высоком уровне эффективности и энтузиазма. Военная подготовка отключена [210]из его непосредственного использования и применения на войне должно показаться некоторым, да и многим, что он не вписывается в современную цивилизованную жизнь. Однако это не аргумент в пользу пацифизма. Война научила нас тому, что милитаризм и военный потенциал в высокой степени могут возникнуть на очень мирной почве, а также тому, что военная подготовка, какой бы совершенной она ни была, не может заменить общие добродетели, из которых вырастают мужество и патриотизм. В долгосрочной перспективе не будет ли преимущество у страны, которая может обойтись без военной подготовки? Или страна, в которой военная подготовка настолько сливается со всем остальным, что неотличима от остальной жизни? Одним словом, разве нет такой готовности, которая сделает страну более совершенной и безопасной как во время войны, так и в мирное время?