Похоже, что добрая и хулиганистая Пеппи Длинныйчулок все-таки имела реальный прототип: это без сомнения ее родительница Астрид Линдгрен. «Ох, как мы умели играть! — вспоминала она свои детские шалости — Мы карабкались на самые высокие деревья и прыгали между рядами досок на лесопилке. Мы забирались высоко на крышу и балансировали на ней, и стоило бы только кому-то из нас оступиться, наши игры могли бы прекратиться навсегда».
Наверное, бесшабашность и вечный позитивный настрой позволили этой удивительной бунтарке прожить без малого век, оставшись на всю жизнь ребёнком. «Закон Моисеев, слава богу, старухам по деревьям лазить не запрещает», — говаривала хулиганистая сказочница - поклонница футбола и горных лыж.
Её способности к литературе проявились еще в начальной школе, где маленькую угловатую Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф», припоминая знаменитую соотечественницу, первой из женщин получившей Нобелевскую премию по литературе.
Первая повесть «Пеппи Длинныйчулок» появилась спонтанно, в 1945 году, когда дочка Линдгрен Карин болела пневмонией, и мама перед сном рассказывала ей интересные истории, придумывая их на ходу. Повесть получилась необычная, ломавшая все воспитательные каноны – как может ребенок жить один, никого не слушаться и не подчиняться никому из взрослых?
«Не пытайтесь воспитывать своих детей так, чтобы они соответствовали требованиям общества. Общество далеко не совершенно. Пусть лучше общество станет таким, как дети», - высказывалась писательница, всегда относящаяся к детям с уважением и огромной любовью. Проще сказать, она понимала детей как никто, общаясь на одном языке и ведя разговор по душам, без нравоучений, - «Самое страшное — это когда ребёнок не умеет играть. Такой ребёнок похож на маленького скучного старичка, из которого со временем вырастает взрослый старец, лишённый, однако, основного преимущества старости — мудрости, ведь ей неоткуда взяться, когда в человеке не развиты фантазия и благородство, а значит, нет ни смелых идей, ни глубоких мыслей, ни чувств».
В пуританской Швеции к книжки Линдгрен приживались довольно долго из-за их недостаточной поучительности, а в Америке повести об эгоцентричном Карлсоне оказались под запретом из-за того, что якобы очень доходчиво и со знанием дела учат детей непослушанию и нелюбви к «няням-домоправительницам».
Зато она стала «самой русской» зарубежной писательницей, когда в 1957 году, спустя всего два года после публикации на родине, «Карлсон, который живет на крыше» ураганом пронёсся по всему Советскому Союзу, навсегда завоевав сердца читателей. «Наверное, популярность Карлсона в вашей стране объясняется тем, что в нём есть что-то русское, славянское», - удивлялась успеху своего героя шведская писательница.
Из-под пера Астрид Линдгрен вышло более 80 произведений, почти все они адресованы детям. Помимо всемирно известных «сериалов» о Пеппи и Карлсоне она написала не менее популярные книги «Мио, мой Мио», «Расмус-бродяга», «Мадикен», «Эмиль из Лённеберги», повести о Калле-сыщике.
За «Расмуса-бродягу» Линдгрен получила престижную детскую литературную премию имени Ганса Кристиана Андерсена. «Детская книга должна быть просто хорошей. И всё. Других рецептов я не знаю», - только такой ответ всегда давала писательница многочисленным интервьюерам, интересующимся ее творческим успехом.
На протяжении всей своей долгой и богатой событиями жизни Линдгрен навсегда осталась человеком без материальных запросов. Заработав не один миллион крон, до самой смерти прожила в одной и той же стокгольмской квартире, в которой ее семья поселилась еще во время войны…
📖 «Почему детям нужны книги» (из речи Астрид Линдгрен, произнесенной при вручении Международной Золотой медали Ганса Кристиана Андерсена):
✍🏻 Книгу ничем не заменить. Книга окрыляет фантазию.
✍🏻 Как чудесно вновь вернуться в рай, когда пишешь свою книгу, как чудесно снова стать ребенком!
✍🏻 Думаю, так должно быть со всеми, кто пишет для детей. Нельзя сидеть и придумывать какие-то истории. Нужно окунуться в свое собственное детство.
✍🏻 Я не хочу писать для взрослых! Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса. А чудеса творят дети, когда читают книги.
✍🏻 Писатель не в силах сам создать все то таинственное, что вмещает книга. Ему помогают в этом читатели. Но у "взрослого" писателя нет таких великолепных помощников, как у нас. Его читатели не творят чудес. Только ребенку свойственна фантазия, способная воздвигнуть сказочный замок.
✍🏻 Книге нужна детская фантазия, это так. Но еще больше нужна детской фантазии книга, помогающая жить и расти. Книгу ничем не заменить. Книга окрыляет фантазию.
✍🏻 Все великое, что случается в этом мире, сначала рождается в чьем-то воображении.
✍🏻 Ничто не заменит книгу. Книга даёт пищу воображению. Современные дети смотрят фильмы и телевизор, слушают радио, читают комиксы — всё это наверняка интересно, но к фантазии имеет мало отношения.
✍🏻 Всем людям, кем бы они ни были и как бы сильно их ни любили, всегда не хватает любви. Хорошая книга должна восполнять эту нехватку.
✍🏻 Наедине с книгой, где-то в потаенных уголках своей души, ребенок создает собственные образы, и с ними ничто не сравнится. Эти образы необходимы человеку. В день, когда фантазия ребенка больше не сможет их создавать, — в этот день человечество обеднеет.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и приходите в «Библио-Глобус» 😘
#детская литература #книги для детей #астрид линдгрен #книги для малышей #книжный магазин