День социолога отмечают в России с 1994 г. (пока неофициально). Праздничной датой выбрано 14 ноября — день, когда в 1901 г. в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, при которой существовал один из первых социологических факультетов. Широкую известность социологии принесли в первую очередь массовые опросы, вначале уличные, а после и телефонные. На сегодняшний день социология реализует множество теоретических и практических потребностей как коммерческих, так и государственных структур.
Анонс. В 2021 г. 14 ноября ВЦИОМ проводит Социологический диктант — просветительскую онлайн-акцию, в которой может принять участие любой желающий. Пройти диктант и проверить свои знания об истории и инструментах социологии можно на сайте dict.wciom.ru
Интерес и доверие
Абсолютное большинство россиян убеждены в том, что опросы общественного мнения нужны (85%, −5 п.п. с прошлого года), а около 42% респондентов заявляют о безусловной необходимости опросов. За 16 лет мониторинга потребности в социологических опросах минимальное значение было зафиксировано в 2013 году (69%), а максимальное — в 2018 г. (91%). По данным 2021 г., считают, что опросы общественного мнения не нужны, 11% россиян.
С 2017 по 2020 г. индекс, построенный на основании данного мониторинга, демонстрировал повышение интереса россиян к социологическим опросам по сравнению с более ранним периодом, однако в 2021 г. несколько снизился и составил 57 п., (−7 п. по сравнению с 2020 г.).
Уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, декларируют 65% опрошенных. Среди молодежи 18-24 лет этот уровень выше — 77%.
Соцопросы: помощь в информировании, управлении, науке
Почти три четверти наших соотечественников (72%) согласны, что социологические опросы помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе или стране в целом для того, чтобы власти могли учесть это мнение при решении проблем.
Более половины россиян (63%) согласны с суждением, что результаты опросов используются разными категориями ответственных лиц (политиками, предпринимателями, органами власти) для повышения эффективности своей деятельности.
При этом 60% наших сограждан полагают, что социологические опросы проводятся в основном силами ученых для научного познания общества, однако 59% допускают вероятность столкнуться и со сфабрикованными (манипулятивными) результатами опросов, транслируемыми через СМИ.
К опросам общественного мнения относятся несерьезно, как к модному тренду, 45% опрошенных. Пик в популярности этого мнения зафиксирован в 2019 г. (54%).