Узбекские музыканты, которых слушают в космосе и языческие праздники. О чем только не приходилось писать в отделе культуры "Газеты.ру".
В апредел 2005 года в московском зале торжеств «Форум холл» праздновали Навруз. Просвещенные зануды наверняка забрюзжат, что на самом деле этот праздник случился еще месяц назад, 21 марта, но и пусть себе. Мы эти претензии с негодованием проигнорируем — когда это нашего человека отвращало от гулянки несовпадение дат? Сказано — Навруз, значит — Навруз.
Навруз (от персидского «ноу руз» — «новый день»), если кто не помнит, это азиатский Новый год, встреча весны в день весеннего равноденствия. Причем праздник этот вовсе не мусульманский, как многие думают. Скорее уж, наоборот — происхождение у него самое что ни на есть языческое.
Мусульманское духовенство относится к Наврузу, примерно как большевики к Новому году: не кошерно (то бишь не халяльно), конечно, но пытаться запрещать — себе дороже.
В Навруз на Востоке гуляют все. Теперь, судя по всему, нагулявшись дома, решили перенести празднество в Москву.
Устраивал театрализованное представление «Навруз в Москве» фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана», поэтому в памяти сразу всплывал дежурный набор: «Ташкент — город хлебный», двадцать пять косичек, хлопок, песня «Учкудук» и голубые купола Самарканда. Разнообразнейшими «Днями культуры…» Москву удивить сложно, однако данное мероприятие обойти вниманием ну никак невозможно. И дело отнюдь не в роскоши интерьера, концентрации деликатесов в меню или присутствии Анастасии Волочковой, Сергея Ястржембского и вездесущей Ксении Собчак.
Главное творилось не в зале, а на сцене. Устроителям праздника удалось невозможное — привезти в Москву весь высший эшелон узбекской эстрады: в этот вечер на сцене были только звезды и только первой величины. Конечно, российский обыватель, услышав имена выступавших в тот вечер Райхон Ганиевой, Насибы Абдуллаевой, Тохира Садыкова и даже Юлдуз Усмановой, останется абсолютно равнодушным и только при упоминании группы «Ялла» оживится и выдавит из себя что-нибудь вроде: «Как же, как же, помню…».
Но назовите эти фамилии любому тюрку, хотите — башкиру, хотите — азербайджанцу, — и он от зависти к посетителям «Форум холла» сотрет себе зубы до корней. А ведь кроме вышеперечисленных на сцене были и танцоры из «Офарина» (профессионалы с академическим образованием, делающие синтез национального, классического и современного танца), и первый лауреат фестиваля «Голос Азии» Равшан Намазов, и Рашид Халиков с группой «Шахзод», и другие.
Узбекская музыка давно уже не заслуживает даже малейших намеков на снисходительность. Это серьезное музыкальное явление, перехлестнувшее границы своего государства. Ни одна другая бывшая республика СССР не может похвастаться столь масштабной культурной экспансией.
Узбекская эстрада давно доминирует на постсоветском пространстве (без песен «made in Uzbekistan» не обходится ни одна свадьба ни в Казахстане, ни в Туркмении) и реально соперничает с Турцией за музыкальное лидерство в тюркоязычном мире.
Недавно так вообще случился казус: узбекские музыканты вышли в космос. В конце прошлого года, во время очередного сеанса связи с МКС, ее бортинженер, полковник ВВС России Салижан Шарипов, обратился к узбекскому министру культуры и спорта Азизходжаеву с просьбой прислать ему компакты «с новыми песнями Насибы Абдуллаевой, Юлдуз Усмановой, ансамбля «Ялла» и других популярных исполнителей», что и было исполнено.
Впрочем, поклонников у певцов из Ташкента и Самарканда хватает не только в Азии. В прошлом году знаменитую премию «BBC World Music Award» получил альбом Севары Назархан, записанный на лейбле Питера Гэбриэла Real World.
До истоков — откуда пошла эта «узбекская волна» — долго доискиваться не надо. Это и традиции музыкальной культуры, и высокие профессиональные требования.
Безголосые певцы на Востоке вызовут даже не негодование, а просто растерянное недоумение.
Сюда же плюсуем высочайшую конкуренцию, отбраковывающую бездарей. Узбекистан, по сути своей, не что иное, как «центральноазиатский Китай»: масса народу на ограниченной территории, плотность населения в некоторых сельских (!) районах выше, чем в Москве. Поэтому каждое завидное место подпирает снизу очередь из пары десятков претендентов и расслабиться не дадут никому. Последних бездарей вычистил Госкомитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, выпустив постановление, согласно которому артист, использующий фонограмму, должен всенепременно оповещать об этом зрителей и в анонсах, и в билетах, и в программке. Там, в отличие от нас, распоряжения власть имущих выполняются неукоснительно, поэтому после появления документа узбекскую эстраду покинули более 25% певцов.
В силу вышесказанного достижения 15 альбомов общим тиражом 15 млн экземпляров той же примадонны узбекской эстрады Юлдуз Усмановой вопросов не вызывают. Вопрос в другом: почему вокруг действительно беспрецедентного концерта не случилось ажиотажа? Почему на улице Летниковской не стояли рядами люди с жалобными лицами, клянчащие пригласительный? Очень бы не хотелось думать, что мы по-прежнему ленивы и нелюбопытны и в самозабвенной гордости за Киркорова не желаем замечать ничего другого. Ответ можно было бы получить, если бы кроме закрытой вечерники состоялся и общедоступный концерт узбекских звезд. Но его почему-то не было, и это единственная претензия к устроителям «Навруза».