Найти тему
Хочу читать

Виктория Ледерман. Детский сад, восьмая группа

 Автор: Наталия Богатырёва
Автор: Наталия Богатырёва

Виктория Ледерман дебютировала с приключенческо-фантастической повестью «Календарь ма(й)я», ставшей настоящим бестселлером, книгой зачитываются и подростки, и их родители. История трех ребят, которые в результате глупой шутки одного из них сделались контрамотами, то есть стали жить в обратном хронологическом потоке, «из сегодня во вчера», держит в напряжении до последней страницы. Это не только захватывающие события, а доверительный и серьезный разговор с читателем-подростком об ответственности, умении преодолевать страх, о ценности дружбы и семьи.

Виктория Ледерман. Детский сад, восьмая группа
Виктория Ледерман. Детский сад, восьмая группа

Следующая повесть Виктории Ледерман, тоже написанная в традициях старой доброй научной фантастики и приключенистики, — «Теория невероятностей» — стала лауреатом Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина в номинации «Выбор Командора». Читателей разных возрастов просто не оторвать от приключений семиклассника Матвея, волею судьбы заброшенного в параллельные пространства, откуда можно вырваться, только научившись дружить, прощать и сострадать другим.

Для младших школьников (а также их родителей и педагогов) весьма полезен сборник «Уроков не будет!» — о жизни учеников начальной школы. Юмористические истории из книжки «К доске пойдет… Василькин!» напомнят о лучших традициях творчества Н. Носова и В. Драгунского. Порадует невероятными приключениями сказочная дилогия о Светлике Тучкине. И другие прозаические произведения Виктории Ледерман для младших школьников и подростков свидетельствуют о профессионализме автора. И вдруг совершенно неожиданно – стихи О и ДЛЯ дошкольников.

«И школьная, и детсадовская тема мне очень знакомы, — говорит Виктория Ледерман. — Я прекрасно помню и свои ощущения, и мысли в детском саду. Мои дети ходили в детский сад, а теперь внук ходит. И к тому же у меня много знакомых учителей и воспитателей».

Поэтому стихи получились добрые, согретые мягким юмором. В самом первом стихотворении, которым открывается сборник, детсадовская группа показана глазами… попугая, обитающего в живом уголке.

Он за всеми наблюдает
Из жилища своего.
Попугай прекрасно знает,
Кто в саду и для чего.
Сторож нужен для порядка,
Ведь порядок должен быть?
Няня — чтоб перед зарядкой
Сыпать корм и клетку мыть.
Дети — чтоб кричать ужасно,
Между прутьев нос совать.
Воспитатель — чтоб напрасно
Их от клетки отгонять.

Но даже в таком замечательном садике, где живет большой разноцветный попугай (чудесно изображенный Алексеем Вайнером), грустно и страшновато впервые оказаться одному, без мамы.

«Рыдает Никита один в коридоре, Наплакал, наверное, целое море! Не хочет без мамы в саду оставаться, Он с мамой ещё не привык расставаться». Но мудрый воспитатель, конечно, придумает, как убедить расстроенного малыша: «Ты только взгляни, сколько в группе ребят! А если все с мамой придут в детский сад? Увы! — за столами всем места не хватит. И в спальне у нас только тридцать кроватей. Так что же нам делать? Подумай-ка сам — Куда мы положим ещё тридцать мам?»
Стихи Ледерман, как и положено настоящей детской литературе, многоадресные. Есть в них то, что понравится ребятам, и то, что заставит улыбнуться и задуматься родителей.

Например, упоминание о моде на определенные имена. Подборка модных имен, сделанная Викторией Ледерман, довольно точно и остроумно отображает тренды последних лет, когда экзотические имена стали встречаться чаще, чем привычные в детсадах лет сорок назад Светы, Иры, Ани, Лены. «В нашей группе есть Полина, Ксюша, Лада, Ангелина, Влад, Никита, два Захара, Ерофей, Максим, Варвара, Толя, Глаша и Алиса, Ярослав и Василиса, Катя, Ян, Степан, Данила, Пелагея, два Кирилла, Мирослава, Иннокентий, Эвелина и Терентий, Елисей и Ратибор, Виталина и Егор… А вчера пришла к нам Света. Мы не знаем имя это. Имя очень странное, может, иностранное?» Иллюстрация Алексея Вайнера к этому стихотворению тонко пародирует эту моду. Девочку со стильной прической, в элегантном платьице с гламурной сумочкой – Свету – окружили ребята в карнавальных костюмах. Вот древнерусский воин в шлеме, детально прорисованном, даже наносник имеется, как у настоящего ратника! Это, конечно, Ратибор, в чьем имени («бороть рать») уже заложено его мужское предназначение: защищать родину и соотечественников. Девочке со славянским именем Лада к лицу, разумеется, сарафан и кокошник. Та, что с корзинкой, в платье в горошек и повязанном «по-бабьи» платочке, — Пелагея или Василиса. Третья малышка, напоминающая принцессу, эдакая Рапунцель с роскошной косой из канекалона, — Виталина (французско-испанское имечко). Звездочет, как из волшебных европейских сказок, — Ян. Словом, разглядывайте картинки, сопоставляйте персонажей с именами из стихотворения и гуглите, откуда какое имя произошло. Когнитивная деятельность и ребенку, и родителям обеспечена!

В цикле «детсадовских» стихов Виктории Ледерман отразился весь распорядок дня дошкольника. Пробуждение и приход в группу, завтрак, занятия, прогулка, тихий час… Но обыденные дела превращаются в этих стихах в захватывающие, яркие, чудесные даже события. Так, слепленный ребятами снеговик, скучая по новым друзьям, заглядывает в окно группы во время тихого часа («Веселый снеговик»).

А вот психотерапевтическое стихотворение, «Летняя песенка», такое бойкое, музыкальное, ритмичное. «В разгар колючей, пасмурной, Заснеженной зимы, Всей группой песню летнюю Разучивали мы. Она о тёплом солнышке, О речке, о траве. Она о резвых белочках, Что прыгают в листве…» Однако всё не так просто в этом милом стихотворении. Оно не только о том, как приятно среди зимы вспомнить солнечное лето благодаря симпатичной песенке. Но и о том, как немудрящая песенка, крепко заученная на музыкальных занятиях, может запустить синдром навязчивой мелодии, который способен здорово испортить жизнь и расшатать нервную систему. Так что придется обратиться к помощи психолога. Герой стихотворения Ледерман оказывается более решительным и справляется с проблемой радикально. «Лежу в кровати ночью я И сонно бормочу: «Ну, хватит, хватит, песенка, Я очень спать хочу!» Но не смолкает песенка, Застряла в голове. И вновь, и вновь поётся мне О речке и траве… Не надо больше солнышка! И белочек в лесу! Я завтра эту песенку Обратно отнесу».
Лирическому герою этих стихов вообще свойственно креативное мышление. Достался ему шкафчик с рисунком, который у других ребят вызывает смешки («Шкафчики»). Что ж, он исправляет ситуацию, проявив фантазию и решительность. «С чебурашкой Алла, С вертолётом Вовка, Ну а мне досталась Красная морковка. Пароход у Ромки, Зебра у Маринки… Все смеются громко Над моей картинкой. Красками я ловко Исправляю это. Больше нет морковки, У меня — РАКЕТА!»
Понятно, что не всегда у малыша детский сад вызывает теплые чувства. Но в стихах Виктории Ледерман создана такая уютная, светлая атмосфера, что те, для кого детский сад – актуальное настоящее, увидят несомненные плюсы в его посещении. А те, кто вышел из дошкольного возраста, наверняка вспомнят свое детсадовское прошлое с ностальгией.
Помимо теплых эмоций у читателей всех возрастов и продуктивных педагогических размышлений у родителей и воспитателей, стихи этого сборника развивают художественный вкус. Они написаны в лучших традициях отечественной детской поэзии – Маршака, Чуковского, Барто, Михалкова.

В своих знаменитых «Заповедях для детских поэтов» в книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский писал о том, что детские стихи должны быть графичны: «В каждой строфе должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность». Стихи Виктории Ледерман визуально богаты, и это блестяще воплотил в своих прелестных рисунках художник книги Алексей Вайнер.

Чуковский писал, что поэмы для детей будут доступны им в виде цепи лирических песен – каждая со своим ритмом и своей эмоциональной окраской. В поэтическом цикле Виктории Ледерман каждое стихотворение имеет особый неповторимый ритм и эмоциональную окраску. В соответствии с поэтическими «заповедями» Чуковского стихотворения Ледерман музыкальны, их хочется напевать. И рифмы в них стоят близко, и есть стихи, состоящие из двустиший, к чему призывал Чуковский детских поэтов. «Бедная я, бедная! Что за буква вредная? По языку катается, А в слово не вставляется» («Вредная буква»). «Двояшками», как называл К.И. Чуковский двустишия, написана и трогательная поэма «Купили Саше хомяка» — о дружбе дошкольника с хомячком.

Почти все прозаические книги Виктории Ледерман выходили с иллюстрациями Ольги Громовой. В этот раз визуальное решение сборника принадлежит Алексею Вайнеру. «Культовая фигура клубной сцены обеих столиц», как гласит интернет, поэт, певец, дизайнер и художник, он отлично передал непосредственность и очарование детсадовского возраста. Это не первая работа Алексея Вайнера (Алексея Федякова) в книжной графике. Его рисунки в стиле комикса можно видеть в изданиях «Поляндрии», «Амфоры», «Азбуки», он иллюстрировал классика ленинградской детско-подростковой литературы Бориса Алмазова. Рисунки Вайнера к сборнику «Детский сад, восьмая группа» завораживают необычностью ракурсов, с которых изображены герои, прелестной пластикой образов, мягкой и сочной колористикой. Так что здорово, что издательство КомпасГид предложило именно этому художнику проиллюстрировать стихи Ледерман.

«Стихи были со мной всегда, — вспоминает Виктория Ледерман. — Лет с четырех мама начала записывать мои «сочинялки». Но не могу назвать себя поэтом, стихи прорываются очень редко, мне легче и комфортнее с прозой». Так что читатели, ожидающие от Виктории новых увлекательных приключенческих подростковых книг и считающие, что стихи отвлекают, могут не волноваться. «Стихов, думаю, больше не будет, — прогнозирует Виктория Ледерман, — это единственный сборник, который вышел через много лет после написания». Поживем – увидим. Виктория Ледерман – писатель разноплановый. Глядишь, через какое-то время выйдет ее сборник стихов для подростков, который будет не менее увлекателен, чем полюбившиеся многим повести писательницы!

Ледерман, В. Л39 Детский сад, восьмая группа : стихи : [для дошк. возраста : без огранич.] / Виктория Ледерман ; ил. Алексея Вайнера. — М. : КомпасГид, 2021. — 72 с. : ил.

https://want2read.ru