Работа охранника в магазине - непростая и ответственная. Часто именно с этими людьми возникает наибольшее количество конфликтных ситуаций у обычных граждан. Некоторые из них напрямую нарушают права покупателей.
Наверное, любой человек хоть раз испытывал на себе пристальное внимание охранника в магазине. А ведь ходить за вами по пятам и решать задачку – вор вы или не вор – пожалуй, единственное действие, допустимое с его стороны по отношению к законопослушному покупателю.
Охрана магазина не полиция. И покупатель не обязан безоговорочно подчиняться грозному «Откройте сумку!», если работнику ЧОП что-то там показалось.
Но не все об этом знают.
Давайте поговорим о самых частых конфликтных ситуациях покупателей с охранниками. И о том, на что мы имеем право, посещая магазин.
Услуга, а не закон
Представим, что по пути из другого магазина вы заходите в супермаркет с сумками и большим пакетом. Оставлять их в камере хранения опасаетесь, поэтому шагаете мимо ящиков. Но вдруг охранник перегораживает вам дорогу с требованием сдать вещи «куда нужно».
Это требование противозаконно! Ни охрана, ни другие сотрудники магазина не могут вас принуждать сдавать в камеру хранения пакеты, сумку, рюкзак или даже продукты, с которыми вы пришли. Они могут лишь предложить.
Как оказывается, хранение вещей в камере хранения – это услуга магазина, а не требование закона.
Номерок с ключом вместо подписи
Но, предположим, вы всё же сдаётесь и оставляете свои вещи в ячейке. А на выходе из торгового зала обнаруживаете, что она пуста. Охранник магазина разводит руками, а работники «тычут пальцем» в объявление: «За оставленные в камере хранения вещи магазин ответственности не несёт».
Несёт, ещё как несёт! Более того, администрация магазина обязана возместить вам стоимость всех вещей, которые у вас украли.
Вы положили пакет в ячейку и взяли номерок с ключом – это ваша «подпись» в договоре с администрацией магазина о безвозмездном хранении. И за сохранность ваших вещей теперь отвечает магазин – с него и спрос.
Правда, если магазин добровольно платить отказывается, придётся обращаться в суд. Вызовите полицию, чтобы зафиксировать факт кражи и собрать как можно больше свидетельских показаний, снять записи с камер наблюдений.
И никому не отдавайте номерной жетон, пока конфликт не разрешится.
Не пойман – не вор
А теперь представим, что вы не пострадавший, а подозреваемый.
Вы уходите из магазина одежды, и на выходе вдруг срабатывает охранная рамка. К вам подходит охранник, требует открыть сумку или предлагает пройти в подсобное помещение, чтобы обыскать вас.
Охранник не вправе это делать! Знайте, что проводить личный досмотр может только сотрудник полиции. И то в присутствии двух понятых. А вот задержать вас до приезда полиции и выяснения обстоятельств охрана может.
Если же никакого факта вашего якобы «воровства» у охранника нет, то есть не сработала рамка, нет видеозаписи с камер наблюдения, то вы можете смело отказаться от досмотра и просто уйти.
Вас безосновательно задерживают? Вызывайте полицию или звоните в охранное предприятие, где работает охранник.
Что не запрещено, то разрешено
Есть ещё одна ситуация, в которой охранник не вправе вам препятствовать.
Представим, что ваш муж пошёл в магазин, а взять с собой список покупок забыл. Находчивый супруг звонит вам по видеосвязи и показывает всё, что есть на полках. Тут же подходит охранник и требует прекратить видеосъёмку в магазине. Мол, и снимать, и фотографировать в их магазине строжайше запрещено.
Законом не запрещено! Согласно ему, всё, что выставлено на витрину: товар, его внешний вид, ценник, интерьер магазина — относится к публичной оферте.
Это общедоступная информация. Покупатель может получать её беспрепятственно, используя в личных целях.
А «коммерческая тайна», которой станет пугать охранник, на то и «тайна» – её не может быть в свободном доступе.
Охранник не унимается и дошёл до «рукоприкладства»? Вызывайте полицию – здесь уже начинает работать Кодекс о правонарушениях.