Роман Муромцев, режиссер спеаткля «Шатуны», выпущенного на экспериментальной сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом», был удостоен специального приза Экспертного совета премии «Золотой Софит».
В формулировке сказано – «за режиссуру». И абсолютно справедливо. Чтобы переносить в малое театральное пространство прозу одного из самых неформатынх российских писателей – Юрия Мамлеева – надо было обладать и творческой дерзостью, и умением режиссера превращать скандально-натуралистический и вызывающий текст прозаика в сценическое зрелище. Оно разыгрывается в буквальном смысле перед сидящими у края площадки зрителями. Казалось, что ты уже видел многое за свлю зрительскую театральную жтзнь. Ан-нет! Тебя, как и всех зрителей, расположившихся в легендарной комнате номер 91 «Балтийского дома». Удивление публики провоцируется дерзостью режиссуры и всего решения театрального пространства, когда зрители видят артистов на расстоянии вытянутой руки.
Поначалу тебя берет оторопь от подобного соседства. Ты удивляешься всему, что видишь, и, прежде всего, актерской самоотдаче и умение отрешиться от быта и превратиться в персонажей истинной фантасмагории, когда диалоги переходят в настоящую «игру на выживание» в сумасшедшем мире нарушенных человеческих связей. Бесполезно применять к этому спектаклю законы логики и психологической драмы, не говоря уже о соответствии быту и жизненной правде. Здесб натурализма иных поз и жестов напоминает о физиологии, а затем – без паузы – переходит в откровенно-издевательское гротескное пародирование самых интимных моментов отнощений между представителями раличных полов.
Весь квинтет артистов существует по особым законам – законам грубой провокативности разыгрываемых скетчей, из-под которой вдруг пробивается жалость к этим самым «шатунам». И потому стоит перечислить тех, кто составил этот яркий ансамбль – Алексей Кормилкин, Егор Лесников, Клавдия Белова, Елена Карпова и Дехиар Гусев.
А еще впечатление ирреальности того, что видишь у себя буквально «под носом» усиливает нагромождение предметов и композиций, когда пытаешьсы угадать: какой во всем этом смысл? Включая пианинов не первой мододости. Силишься...И не можешь. Потому что это ПРОСТО пианино и ничего более. То есть музыкальный инструмент для извлечения и только. Что с ним и проделывает в разные моменты этой театральной фантасмагории пятерка отважных артистов.
Роман Муромцев никак «не умер» в своих актерах. Он просто превратил их в своих соавторов, доверив им такие сцены, репризы и скетчи, которые и взрываются на сцене абсолютно непредсказуемыми смыслами, видениями и фантазиями.
Перечитывать после «Шатунов» Муромцева литературный первоисточник никак не хочется. Зато очень хочется увидеть другие постановки дерзкого и последовательного в воплощении собственных фантазмов постановщика. А еще очень хочется увидеть ту же самую «пятерку» артистов в других спектаклях.
Владимир Бессер
#балтийский дом #театр #шатуны #премьера #спектакль