С января по октябрь 2021 г. общий объем качественного офисного предложения Москвы достиг 19,4 млн кв. м. Причем объем нового предложения на офисном рынке Москвы по итогам III квартала 2021 г. составил 51 тыс. кв.м, что совокупно с вводом за первое полугодие 2021 г. (по данным анализа Colliers).
Новые предложения
Новое предложение сформировано благодаря вводу четырех объектов: «Большевик» (17,3 тыс. кв. м), «Галактион» (17,2 тыс. кв. м), «Смоленский пассаж» (15,7 тыс. кв. м), и бизнес-центр на Электролитном проезде, д. 16, стр. 10 (1,1 тыс. кв. м).
Вакантные площади
Незначительное снижение доли вакантных площадей за квартал (−0,1 п.п.) было вызвано нехваткой крупных офисных блоков. Также на рынке Москвы явная нехватка небольших полностью готовых с мебелью офисов класса "А" и "В". В основном, текущее рыночное предложение представляет собой лоты средних размеров - 500 кв. м, которые менее востребованы среди потенциальных арендаторов.
Объем сделок
Совокупный объем сделок по итогам девяти месяцев уже превысил метку в 1 млн кв.м, таким образом, к концу года можно ожидать результата около 1,5 млн кв.м, что соответствует годовым показателям допандемийного периода.
Еще в прошлом году, все ожидали большое проседание на рынке офисной недвижимости. В первую очередь, из-за ухода на дистанционный режим работы большинства компаний. Но, сегодня, очевидно, что этого не произошло. Большинство компаний, наоборот, активно наращивают мощности, компенсируя финансовые провалы кризисного периода.
Тенденции и перспективы
Пандемия послужила драйвером развития онлайн-ритейлеров и маркетплейсов. На сегодня, мы наблюдаем стремительную экспансию на складском рынке. Ключевая доля спроса также приходится на офисный сегмент.
Большая доля компаний, еще в период пандемии сократили площади офисной недвижимости за счет перевода на дистанционный режим работы ряда специалистов. До сих пор, многие компании дают возможность сотрудникам работать из дома и всего несколько дней в неделю или месяц посещать офис.
Гибкие офисы
Новое развивающееся направление на рынке офисной недвижимости. Принципиальное отличие от коворкингов заключается в обособленности офисного пространства, созданного под конкретного корпоративного клиента. Формат интересен уровнем готовности - офисное пространство сдается полностью с меблировкой, а также гибкостью планировочных решений под нужды арендатора.
Коворкинги
Коворкинги является молодым и весьма перспективным направлением. Основное отличие, в возможности посуточной аренды одного рабочего места, с полностью продуманной инфраструктурой - переговорные комнаты, лобби зона, кухня и т.д. Большинство корпоративных компаний активно используют коворкинги для работы.
Формат built-to-suit
Собственники земельных активов под коммерческую застройку активно предлагают свои услуги для организации офисов в формате built-to-suit, который учитывает индивидуальные нужды, а также специфику сферы деятельности компании. В чем особенность формата? Собственник актива строит современный офисный центр под конкретного клиента, инвестируя собственные средства, а клиент заранее подписывает долгосрочный договор аренды. Такие офисные пространства меблируют и декорируют полностью под запрос клиента. В аренду помещения включена мебель, клининг, интернет, охрана, эксплуатация офиса на всём сроке аренды. Клиент ни за что из этого не платит, а заранее подписывает договор аренды с фиксированной ценой аренды.
Перспективы
Предполагаю, что в 2022 г. спрос на офисную недвижимость сохранится. В дальнейшем динамика роста будет постепенно замедляться. Это связано, с вводом новых офисных проектов, заявленных к сдаче в эксплуатацию в 2022-2024 гг.
Очевидно, что в 2022 года, продолжится спрос на гибкий формат офисов, коворкинги, built-to-suit.
Также, вижу перспективным появление гибких офисов класса В+ и А в небольших пространствам - 50-200 кв.м., с ориентацией на 10-15 рабочих мест.