В тренде – HR-маркетинг. HR-специалисты стремятся заинтересовать и удержать кандидатов и сотрудников так же, как компания старается привлекать и удерживать своих клиентов. Мы собрали идеи, которые помогут сделать для своих сотрудников еще больше.
Для привлечения кандидатов и повышения лояльности сотрудников, менеджеры по персоналу используют соцсети, рассылки, системы рейтингования, брендинг и пиар-продвижение. Как оказалось, привлечь кандидата в компанию легче, чем сохранять его высокую вовлеченность и интерес к компании, когда он уже стал сотрудником. Бывает, сотрудник долгие месяцы, а то и все время работы в организации, так и не начинает понимать, как устроены в ней процессы, каково его собственное место в них, и в чем его ценность для компании и ценность компании для него.
Все это не способствует повышению эффективности работы HR-отдела и всей компании.
Нужна стратегия HR-маркетинга, которая помогла бы:
- Превратить каждого сотрудника в адвоката бренда.
- Создать здоровую атмосферу внутри компании.
- Сформировать клиентоориентированный подход у каждого сотрудника.
- Обеспечить качественную обратную связь.
- Снизить сопротивление при изменениях.
- Продлить срок работы каждого сотрудника в компании.
- Улучшить качественные показатели компании.
Что же могут сделать эйчары, чтобы сотруднику было интересно стать частью этого организма и стало понятно, зачем он здесь?
Новый подход к обсуждениям
Чтобы принимать решения, в компании ведутся обсуждения. Иногда они проводятся в слишком узком кругу, тогда большинству сотрудников решения «спускаются сверху». Не понимая, как и зачем принято решение, сотрудники чувствуют себя объектами и не способны вовлечься в чей-то план, в который их не посвящали.
Начните привлекать сотрудников к принятию решений, и они начнут чувствовать себя причастными к общему делу. Форматов много. Это может быть мозговой штурм или фасилитация, опросы, анкетирование с последующим обсуждением в группах. Для вовлечения нужна информированность и ощущение причастности к тому, что происходит в компании.
Образовательные программы
Компании могут «расшевелить» сотрудников, начав их обучать тому, в чем те хотели бы разобраться. Можно использовать образовательную онлайн-платформу (здесь перечень популярных), организовать обучение с помощью внешних провайдеров, внедрить приемы социального обучения, поощряя развивать неформальные сообщества.
Собственная образовательная платформа компании помогает:
- Быстро обучать сотрудников внутри компании.
- Обеспечить быстрый онбординг.
- Оперативно обучать новым навыкам, продуктам.
- Повысить информированность сотрудников о событиях в компании.
Творческие лаборатории
Позвольте своим сотрудникам менять мир вокруг себя своими руками – откройте платформы творчества, где можно собирать идеи, выбирать лучшие, реализовывать их в формате экспериментов и проектной деятельности. В ходе такой работы можно будет определять лидеров и учиться у них искать решения. В ходе поисковой и экспериментальной работы сотрудники сами на своем опыте разберутся, кто такой лидер и что такое ответственность, что такое командная работа, в чем преимущества групповой работы и общего результата. Благодаря поисковой деятельности внутри каждой команды, обеспечивается антихрупкость всей организации, а это очень важно в постоянно меняющемся мире. Сотрудникам иногда лучше видно, какие решения способны повысить эффективность их работы, учитывая их мнение, можно найти немало идей для инноваций.
Для этого понадобится работа с корпоративной культурой, культивирование принципов открытости и доверия.
Геймификация процессов
Скучные процессы и процедуры можно превратить в соревнования, в новый смысл и в увлекательную игру. Геймифицируйте рутину, и работать в компании станет куда интереснее. А позитивные эмоции позволят сотрудникам раскрыться, сплотиться и работать более слаженно.
Геймифицировать можно любой процесс – онбординг, операционные процедуры, обучение. Это помогает сделать активность субъективно значительнее для ее участников.
Чаще всего используют такие методы геймификации как визуализация прогресса, начисление баллов, бейджи, маркеры по завершению командной или индивидуальной задачи.
Есть и более сложные идеи геймификации – квесты, чемпионаты.
Деловые игры
Деловая игра позволяет справиться сразу с несколькими задачами, важными для бизнеса: она симулирует возможные ситуации, позволяет познакомить участников с особенностями работы в команде, способствует раскрытию потенциала участников, дает возможность определить точки роста команды и привить те или иные навыки. Потенциал игр – огромен. Они занимают немного времени для участников, но меняют сознание и приближают к цели эффективнее каких-либо других методов и форматов. О возможностях деловых игр можно узнать, полистав каталог. Игры можно проводить в очном формате и в онлайн – в любом случае эффект будет обеспечен. Чтобы получить полный каталог онлайн игр команды ManGO! Games с перечнем всех развиваемых компетенций, сделайте заказ, заполнив форму.
Работа с конфликтогенами и с принципами ненасильственного общения
Многие готовы немало отдать за дружественную позитивную атмосферу в коллективе. Обычно, если собираются неконфликтные люди, умеющие коммуницировать так, чтобы каждому было комфортно решать даже острые разногласия, то их дискуссии и обсуждения решений проходят мирно и созидательно. Где найти таких людей? Их можно воспитать внутри компании.
Два направления работы менеджера по развитию сотрудников – работа с искоренением конфликтогенов и работа над продвижением принципов ненасильственного общения – позволят сформировать теплую творческую атмосферу.
Конфликтогены – слова и действия, вызывающие агрессию. Что это и как работать с конфликтогенами – найдете в статье о конфликтогенах и работе с ними.
Важно не только обучать тому, как не провоцировать конфликты, но и тому, как общаться экологично. Это может стать частью корпоративной культуры: принципы ненасильственного общения могут быть задокументированы в кодексе корпоративных правил.
Что может входить в такие правила? Грамотное составление фраз при дискуссиях, отказ от обвинений и претензий, соблюдение деловой дистанции. Исчерпывающую информацию об этом можно найти в книге «Ненасильственное общение. Язык Жизни» (Маршалл Розенберг). Мы рекомендовали эту книгу в подборке «Книги, которые изменят вас в лучшую сторону».
Развитие эмпатии
По мнению СЕО Microsoft Сатьи Наделлы, сопереживание – скоро станет самым востребованным качеством в мире, где все стремительно меняется под воздействием безудержного потока технологий.
Взаимоподдержка на работе позитивно влияет на производительность и повышает лояльность сотрудников к компании. Исходя из статистики Businessolver Workplace Empathy Monitor, сотрудники готовы работать усерднее, если будут чувствовать на работе внимание к себе, если смогут высказаться, быть выслушанными и встретить сопереживание. Такого мнения придерживаются 77% сотрудников.
60% опрошенных признались, что, выбирая между повышением зарплаты и эмпатией руководства, выбрали бы второе. 80% молодых сотрудников вообще ушли бы с работы, если бы не почувствовали интереса к себе со стороны руководителей. Многие растеряны в связи со слишком частыми переменами и отсутствием уверенности в завтрашнем дне, и хотели бы понимания и сострадания. Чем лучше эйчар чувствует настроение сотрудника и проявляет готовность помочь ему, тем больше шансов, что сотрудник не покинет компанию.
Человекоориентированный подход
Как добиться, чтобы сотрудники чувствовали себя защищенными и понятыми? Чаще разговаривайте с ними, проявляйте к ним интерес и умейте активно слушать. Сегодня уже не считается плохим тоном интересоваться и жизнью сотрудника вне офиса.
Понять, чего хотят сотрудники для своей работы, своих задач и проектов, какие идеи носят для развития своей компании, помогают фасилитации. Это особый вид коллективных обсуждений, позволяющий каждому выговориться, каждому быть выслушанным, каждому внести свой вклад в общее дело. Это сближает, вовлекает, повышает ощущение значимости и защищенности каждого участника.
Развивайте доверие к себе, тогда и сотрудники будут делиться своими тревогами. Для этого не осуждайте сотрудника, сдерживайте обещания, будьте открыты, придерживайтесь конфиденциальности. Не оставляйте человека наедине с проблемой, которой он поделился. Предлагайте помощь, в том числе и личную, проявляйте человечность и понимание.
Давая обратную связь, делайте акцент на позитивных достижениях и на сильных компетенциях, а для решения ошибок предлагайте свою помощь.
Отслеживайте загрузку сотрудников. Иногда приглашение на командное обсуждение звучит как издевательство – бывает, у сотрудника элементарно нет на это времени. Лучше скорректировать нагрузку и при необходимости дать сотруднику передохнуть, чем пользоваться тем, что он не выражает протеста при повышенной нагрузке.
Корпоративная книга
Корпоративная книга – классический маркетинговый инструмент, который становится все проще в исполнении с появлением подобных услуг от производителей онлайн-продуктов и не только. Выпустить такую книгу своей компании можно, обратившись прямо в издательство – такие услуги уже появляются на рынке.
В корпоративное онлайн или бумажное издание могут войти все яркие истории компании, избранные статьи руководителей и экспертов компании, информация о корпоративной культуре, о легендарных личностях компании, о ее основателях, о структуре компании и ее ценностях. Такая книга может стать инструментом развития корпоративной культуры, обучающим пособием, красивым подарком. Особенно уместен выпуск такой книги к юбилею компании.
Читайте наш блог, у нас постоянно появляются новые идеи для развития ваших сотрудников! Обращайтесь также, чтобы превратить свои идеи в реальность. Не забудьте подписаться на рассылку, чтобы не потеряться!