Выходцы с Ближнего Востока в очередной раз пытаются прорваться из Белоруссии в Польшу
Андрей Правов
Узкая полоска земли вдоль границы между Белоруссией и Польшей скоро может превратиться в самую «горячую точку» в Европе. И одновременно стать местом серьезного гуманитарного кризиса.
Уже несколько дней проволочную «защитную стену», возведенную здесь поляками, самым серьезным образом атакуют тысячи беженцев с Ближнего Востока. Согласно информации, в основной массе это курды из Ирака. Но не только. По ряду данных иракские курды действительно выступили инициаторами акции по прорыву на территорию Польши из Белоруссии, но за последние дни к ним уже присоединились и другие беженцы – сирийцы, афганцы, ливийцы и так далее. То есть представители всех многочисленных стран Ближнего Востока и Северной Африки, откуда вот уже несколько лет то нарастают, то временно затихают потоки беженцев в Европу.
Однако, кажется, подобного еще не было. Несколько лет назад мир был свидетелем масштабного переселения в Евросоюз беженцев, пересекавших на хилых суденышках Средиземное море и устремлявшихся на северо-запад. Главным конечным пунктом была Германия. Беженцы в те дни именовали канцлера Ангелу Меркель «наша мама» и шли окрыленные ее словами о том, что Европа должна помогать попавшим в трудную ситуацию людям, и ее уже исторической фразой: «Мы справимся…»
Много с тех пор утекло воды в берлинской Шпрее, и сейчас по ее набережной уже массами вышагивают те самые ближневосточные беженцы, которые поверили в «материнский инстинкт» уже уходящего немецкого канцлера. Справилась ли с их потоком Германия? До конца сказать сложно. Проблем для местного населения представители иных культурных традиций, а иной раз и откровенные хулиганы, принесли немало. Но, как казалось, понемногу ситуация все же успокаивается.
Хотя приток беженцев в Евросоюз, и прежде всего опять же в Германию, как страну, предоставляющую самые лучшие условия для жизни приезжих, так и не останавливался. Но все же то, что происходит сейчас на границе между Белоруссией и Польшей можно точно назвать «новой волной».
Штурмующие сейчас там проволочные заграждения иракцы откровенно заявляют, что вовсе не рассматривают Польшу как страну для своей дальнейшей жизни. Все они направляются опять же в Германию. Причем часто вместе с семьями. Среди сидящих сегодня у многочисленных костров и брезентовых палаток беженцев немало женщин и детей.
Между тем погода все больше портится, температура воздуха резко пошла вниз, за минус по ночам. К тому же, согласно информации, у беженцев заканчивается еда и вода. Белорусские пограничники помогают им чем могут. Но иракцы стоят на своем – они никуда не уйдут и, дескать, намерены пройти на территорию Польши. Чего бы это им не стоило.
Между тем польские пограничники не менее упрямы. Варшава еще несколько лет назад указывала, что не потерпит прихода в свою страну беженцев с Ближнего Востока. Как бы на этом не настаивал Брюссель. Указывается, что эти люди для поляков являются «совсем чужими». Принять на работу украинцев или белорусов – да, конечно, тем более, что их всех можно использовать на тяжелых и непрестижных работах. А принимать у себя в стране сирийцев, афганцев или иракцев – это уже, дескать, нет, извините.
Польшу в принципе иной раз называют «анфан терибл» Евросоюза. Похоже, что она желает получать от своего членства в этом объединении стран только выгоду. Когда речь заходит о финансировании экономики, здесь Варшава выступает в первых рядах. А когда о том же равным с другими странами ЕС приеме беженцев – арабов, то нет, извините, это нам, дескать, неудобно. Поляки часто отказываются принимать у себя многие законы и указы, исходящие из Брюсселя, например тот же закон об абортах или тем более об однополых браках. При этом ссылаясь на католицизм и на то, что, дескать, их внутренние законы важнее чем те, которые принимает Евросоюз.
В Брюсселе злятся, иной раз пытаются Варшаву штрафовать, но часто, как очевидно и в этот раз, предпочитают просто не связываться. Ведь даже трудно себе представить, если бы потоки беженцев остановила у своей границы та же Белоруссия. Какой был бы крик! Сколько восклицаний о грубом нарушении прав человека! А уж тем более, если бы с белорусской стороны раздались выстрелы, как это, согласно информации, происходит со стороны Польши!
Даже выдвигаются версии, что во всем происходящем виновата вовсе не Польша, и тем более не Евросоюз, а именно Белоруссия. А вместе с ней опять же Россия и "московский режим". Зачем, дескать, Александр Лукашенко пускает самолеты с беженцами с Ближнего Востока в Минск?
При этом забывается, что именно санкции со стороны Евросоюза поставили в очень трудное положение белорусскую авиакомпанию «БЕЛАВИА», и она вынуждена была искать новые маршруты для своих полетов. Чего обижаться? Как говорится ничего личного, только бизнес.
Да, у Евросоюза появляются проблемы. Но причем здесь белорусы и лично Лукашенко? Ведь это именно коллективный Запад, в том числе многие страны того же Евросоюза, в последние двадцать лет провели ряд жестких военных операций на Ближнем Востоке. Вводили войска в тот же Ирак и Афганистан, бомбили Ливию. С их благословения были убиты такие ближневосточные лидеры как Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи. А, между прочим, при их власти из их стран беженцы в Европу в массовом порядке не устремлялись. А уровень жизни в той же Ливии вообще привлекал выходцев из соседних стран работать там, а не ехать в Европу. В Ливии собирались хорошие врачи, технические специалисты, педагоги.
И вообще почему белорусы должны сегодня как-то сдерживать потоки беженцев, идущих в Евросоюз? Ведь, кроме всего прочего, отношение в Брюсселе к Минску никак нельзя назвать дружественным. Напротив, налицо постоянно стремление сделать какую-либо гадость. А президент Белоруссии Александр Лукашенко высказался на этот счет довольно категорично, указав, что после введения Евросоюзом новых санкций против Белоруссии, на это нет «ни денег, ни сил».
Чем закончится нынешний кризис на границе, сказать трудно. Человеческих жертв там пока нет. При этом ключевое слово здесь именно «пока». Все может измениться в любой момент. Как говорится, возможны варианты.
Один из них – мирный. Поляки просто пропустят беженцев через свою территорию, что называется, «в организованном порядке». Подадут автобусы и отвезут людей к границе с Германией. Куда они и стремятся. Правда, конечно же, не понятно, как на это отреагируют в Берлине, а вслед за этим и в Брюсселе. Но ведь Варшаве не привыкать в любом споре с ними, что называется, «стоять на своем».
Есть, конечно же, и еще один момент возможного развития событий при таком варианте. Узнав, что Польша, что называется, «сдулась» и «с комфортом» перевозит беженцев через свою территорию, к ее границам устремятся новые тысячи выходцев с Ближнего Востока.
Но пока, кажется, до подобного варианта еще лежит дистанция огромного размера. Еврокомиссия призывает расширить санкции против Белоруссии. Беженцы вооружились лопатами и палками и пытаются разломать проволочный забор. К границе с польской стороны подтягиваются все новые подразделения армии и полиции. По некоторым данным даже БРТ. А вот автобусов что-то не наблюдается…
А вы что думаете по этому поводу?