Карагайка… Подъезжая к деревне, я мысленно представила вокруг сосновый бор. А все потому, что «Топонимический словарь Горного Алтая» О. Т. Молчановой дает однозначный перевод названия поселения: карагай – это сосна. А был ли тут, действительно, когда-то лес, или старожилы прозвали эти места из-за одного конкретного дерева?! А может и вовсе многочисленные переселенцы из Пермской губернии, хлынувшие в наш район, привезли название с собой?! (В Пермском крае и сейчас существуют деревни Карагай и Барда гораздо старше наших). Этого мы уже никогда не узнаем. Как и вряд ли узнаем точную дату основания поселка…
Если ссылаться на «Список населенных мест Сибирского края» за 1928 год, Карагайка начала заселяться в 1800 году. Начало 19-го века указано и в книге Тигрия Дулькейта «Лыковы». Автор долгие годы занимался изучением жизни знаменитых отшельников-староверов, общался с единственной оставшейся в живых младшей дочерью Карпа Осиповича и Акулины Карповны – Агафьей. «Староверы, которые в течение многих лет были знакомы и жили в непосредственной близости, и те, кто находился в родственных связях с Лыковыми, говорили, что пришли они в Сибирь из Нижегородской губернии и, перевалив Каменный пояс, обосновались на реке Исеть – притоке Тобола. Точная дата прибытия Лыковых в Сибирь мне неизвестна, но из рассказов родственников мы знаем, что прадед Карпа Осиповича родился в Ялуторовском уезде Тобольской губернии. Первыми из Лыковых пришли на Алтай двоюродные братья Северьян и Ефим. Тобольскую губернию, где прожили несколько десятилетий, Лыковы покинули при Александре II,» - описывает в своей книге Тигрий Георгиевич скитания Лыковых в поисках лучшей доли. - Кержаки в худом месте жить не будут. Лыковы остановились на жительство в поселке Карагайка, расположенном в долине небольшой одноименной речушки, притоке Иши. Этот поселок был основан примерно в 1800 году староверами, пришедшими из России и Тобольской губернии. Обустроились быстро. Имея многовековой опыт, учитывая практически все, что требовалось для создания в первую очередь запасов продовольствия, кормов для скота и лошадей и устройства жилища, все переселенцы, работая, как говорилось в народе, не покладая рук, в короткий срок создавали сносные условия для жизни».
Согласно данным краеведа Юрия Сергеевича Булыгина, первые официальные упоминания о деревне относятся к 1857 году. Виталий Иванович Докучаев, изучавший ревизии 1811-го, 1816-го, 1834-го и 1851-го годов, упоминаний Карагайки там не встретил. А обнаружил он ее лишь в переписи населенных мест Томской губернии за 1857-ой.
В книге Валерия Андреевича Иванова «Красногорский район: история и современность» говорится, что «в 1851-м 67 переселенцев из сел Красный Яр и Верх-Катунское во главе с Даниилом Елизаровым основали деревню Карагаш – теперешнюю Карагайку». Пожалуй, эта дата больше всего подходит для отсчета существования поселения, потому как первая ревизия, где оно указано, сообщала уже о 103 проживающих в ней душ мужского пола. Поэтому будем считать, что в нынешнем, 2021 году, Карагайка отпраздновала свое 170-летие!
По переписи населенных мест 1868-го казенная деревня Карагайская, расположенная на берегу одноименной речки, насчитывала 20 домохозяйств и 135 местных жителей. К ревизии, проведенной в 1893 году, количество дворов в поселении выросло до 110. Значительно увеличилась в этот период и численность населения: согласно статистическим данным в Карагайке проживало 370 мужчин, женщин – на 50 больше. Кроме того, ревизией зафиксировано наличие в деревне миссионерского училища.
Через шесть лет домохозяйств в Карагайке немного поубавилось, а вот число жителей продолжало расти. Переписью было учтено 397 душ мужского пола и 452 – женского. К этому времени в Карагайке было налажено маслобойное производство, открылись хлебозапасный магазин и мануфактурная лавка.
В начале 1903 года в Бийском уезде образована новая волость – Троицкая. Из Сростинской в новообразованную административно-территориальную единицу, кроме Старой Барды, ставшей теперь волосным селом, были отчислены: Новая Барда, Кажа, Усть-Кажа, Никольское, Малиновка, Карагайка, Ивановка, Тайна, Камышак, Еронда, Саразон, Абабково, Нижнее-Пьянкова, Зыкова, Ташта, Карагуж, Усть-Иша и Чергачак.
Исходя из данных «Списка населенных мест Томской губернии» за 1911 год, Карагайка состояла из 137-ми домохозяйств, население немногим перевалило за восемь сотен. Новой переписью учтена еще одна торговая точка в деревне – это мелочная лавка, да и производство в Карагайке продолжало расширяться – маслобойня доросла до завода, появилась мукомольная мельница.
С началом Первой мировой войны на ее фронта были призваны и карагайцы. Среди них проходившие службу в различных пехотных и стрелковых полках рядовые: Майдуров Яков Максимович, Косаревы Иван Степанович и Иван Алексеевич, Сысоев Матвей Степанович, Шепелин Харлампий Трофимович, Коровин Николай Федорович, Медведев Иосиф Леонтьевич, Решетников Порфирий Петрович, Чащилов Феодор Савельевич, Молодых Григорий Филиппович и Дмитрий Аксентьевич, Венерцевы Мелентий Николаевич и Павел Ильич, Жуков Андрей Лукич, Злобин Тимофей. Сын местного старожила Вараксина Дмитрия Корниловича – Артемий был зачислен в 4-й гренадерский Несвижский полк – особое отборное подразделение, где главными солдатскими навыками являлись меткое метание гранат в узкие окопы противника и дальнейшая рукопашная схватка в них. Попасть в «элитную» часть повезло также карагайцу Косареву Константину Петровичу: воевал он в составе 1-ой Кубанской казачьей дивизии.
К 1928 году в Карагайке насчитывалось 262 домохозяйства и 1303 местных жителя. Деревня являлась центральной усадьбой для трех заимок Жукова, Сысоева и Суртаева и одного небольшого поселка Чеиш. Кроме того, ревизией этого периода на территории сельского образования зафиксированы школа первой ступени и лавка общества потребителей.
В 30-е годы Карагайка, славившаяся крепкими хозяйственниками-кержаками, конечно же, не смогла избежать репрессий. По разным пунктам 58-ой статьи Уголовного кодекса РСФСР к высшей мере наказания были приговорены: колхозник Молодых Павел Михайлович (1897 г.р.), крестьяне-единоличники Шарабарин Андрей Иванович (1899 г.р.) и Венерцев Леонтий Семенович (1888 г.р.). Различные сроки заключения получили также признанные «врагами народа»: уроженец Могилевской губернии, каменщик Мишуров Иван Нестерович (1870 г.р.), его сын Федор (1905 г.р.), родившийся в Талине, отказавшиеся вступать в колхозы – Венерцевы Абрам Илларионович и Максим Матвеевич (1903 г.р.), Косарев Федор Терентьевич (1874 г.р.), Фунтиковы Вавил Авдеевич (1888 г.р.), Мамонт Федорович (1868 г.р.) и Никон Перфильевич (1882 г.р.), брат выше упомянутого мной участника Первой мировой Майдурова Якова Максимовича - Лазарь (1884 г.р.), Шадрин Логин Савинович (1884 г.р.), Бжицкий Гавриил Трофимович (1887 г.р.), родившийся в Тамбовской губернии Першин Степан Михайлович (1904 г.р.), Борины Степан Викторович (1892 г.р.) и Арсений Федорович (1881 г.р.), Жуков Фома Климентьевич (1913 г.р.), Соколов Петр Николаевич (1873 г.р.), трудившиеся в колхозе – Косарев Семен Тарасович (1901 г.р.) и Ширяев Осип Кириллович (1875 г.р.). Отец Жукова Фомы – Климентий Макарович (1883 г.р.), плотник по профессии, был выселен в Мурманскую область.
«… в годы Великой Отечественной, существовали в селе два колхоза – имени Ворошилова и «Общий труд», - поделился ценными сведениями в своей статье, посвященной 160-летию Карагайки В. И. Докучаев. – Не жалея сил, не покладая рук, трудились доярки Ирина Черятьева, Лукерья Жукова, Вера Шипилина, Агафья Венерцева, семидесятилетний пасечник Яков Капитонович Тишков…»
В этой же публикации автор называет некоторых участников войны: «Это из Карагайки ушел на фронт 19-летний Алексей Косарев, погибший в марте 1942 года на Смоленщине, и сороколетний Николай Анищенко, что погиб у деревни Грибеево Калининской области в августе того же 42-го, и Иван Ширяев, похороненный в свой 21 год у деревни Борки Пеновского района в феврале 43-го, и в сорок павший у деревни Сутоки Псковской области Семен Злобин, и погибшие в начале 42-го в Ленинградской области рядовой Владимир Игнатов и сержант Федор Извеков, и многие, многие другие».
А мне хотелось бы вспомнить карагайца Шадрина Иллариона Иосифовича. В конце января 1945 года, после успешного форсирования Одера, будучи командиром пулеметного взвода, он получил приказ поддерживать непрерывным огнем наступление нашей пехоты на город Линден. Прибывшему на место боя немецкому бронетранспортеру удалось первым же снарядом поразить огневую точку младшего лейтенанта Шадрина. Наводчик станкового пулемета был убит, и раненому и истекающему кровью Иллариону Иосифовичу ничего не оставалось, как самому лечь за орудие. В этом бою он лично уничтожил четыре десятка немецких солдат и офицеров. К сожалению, судьба храброго карагайца мне не известна, но в его представлении к одному из высших орденов Советского Союза – Красного Знамени, датированном 10 февраля 45-го, отметки «убит» нет.
Еще, пожалуй, вернусь к Жукову Фоме Климентьевичу, тому самому парню, что в 33-ем году был осужден на 5 лет лишения свободы. Пострадавший от советского режима, он храбро воевал в составе 78-ой особой добровольческой бригады, о чем свидетельствует его заслуженная награда – орден Славы IIIстепени. Вот только читая его наградной лист, становится грустно: «Ранен 14 марта 1943 года, ампутирована левая рука, инвалид 3 группы», - гласит седьмой пункт его представления к награде. Фома Климентьевич был тяжело ранен в районе города Белый Смоленской области осколком разорвавшейся мины...
С тех пор прошли годы… Большинство местных жителей Карагайки, как и многие другие деревеньки ставшей «неперспективной», переехали ближе к райцентру или в само Красногорское, а некоторые даже в города перебрались. Но с болью в сердце, я в этом точно уверена, вспоминают они свою малую родину, потому что столько просьб написать об истории деревни, как от карагайцев, мне еще не поступало!
P. S. Несколько лет назад, во время автомобильного путешествия до Барнаула, мне в руки попал туристический буклет. На карте-схеме Алтайского края, опубликованной в нем, были отмечены и некоторые деревни нашего, Красногорского района. Не знаю, по какому принципу выбирались для отметки населенные пункты, но кроме районного центра, Березовки и Усть-Кажи, в листовке присутствует и Карагайка! А значит, у туристов будет повод посетить эту некогда большую деревню, основанную старообрядцами. Тем более, по утверждению изучавшего их быт Тигрия Дулькейта: «Кержаки в худом месте жить не будут…»