7 ноября Вооружённые силы Ирана начали основные этапы крупных ежегодных военных учений Zolfaqar-1400 в регионе Макран на юго-востоке страны.
Манёвры охватывают территорию примерно в миллион квадратных километров — от восточной части Ормузского пролива до северной части Индийского океана и части Красного моря. Прибрежный регион Макран протягивается от стратегического порта Чабахар и достигает Джаска в южной иранской провинции Ормузган. Примерно пятая часть мировой торговли нефтью проходит через стратегический водный путь Ормузского пролива в Персидском заливе.
«Военные учения на побережье Ирана в Оманском заливе призваны продемонстрировать военную мощь страны и готовность противостоять нашим врагам», - заявил иранскому государственному телевидению адмирал Махмуд Мусави, официальный представитель учений Zolfaqar-1400.
Беспилотники, ракетные стрельбы и отработка взаимодействия сухопутных и морских сил
Манёвры на военной базе Зольфакар (по названию меча пророка Мухаммеда) будут состоять из двух этапов — наступательного и оборонительного. В них примут участие сухопутные войска Ирана, флот, военно-воздушные силы Ирана, части ПВО. Основное внимание будет уделено взаимодействию между сухопутными и морскими подразделениями. Командуют учениями представители базы Зольфакар при участии военачальников с авиабазы Хатам аль-Анбия.
В воскресенье первый день основной фазы Zolfaqar 1400 начался с вылетов истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана, уничтоживших наземные цели с использованием ракет класса «воздух-поверхность» нового поколения. F-4 выполнили для этого дальние полёты со своих баз в общую зону учений и провели дозаправку в воздухе с помощью самолётов-заправщиков.
Артиллерийские, бронетанковые, вертолётные и беспилотные части армии провели учебные стрельбы по гипотетическим силам противника. Сухопутным подразделениям армии в ходе испытательных стрельб по легенде учений удалось захватить позиции противника — с помощью реактивных гранатомётов, боевых вертолётов и БПЛА. ЗРК Mersad в координации с объединённой сетью ПВО страны выпустил ракету, сбив вражескую воздушную цель.
Гвоздём учений должны стать беспилотники отечественного производства Ababil-3, Yasir, Sadeq, Mohajer-4 и Simorgh. Во второй день манёвров был представлен новый дрон-камикадзе Arash, который врезался в цель в скале. Сухопутные войска, используя разведывательные беспилотники иранского производства, наблюдали за действиями гипотетического противника и перебрасывали свои боевые беспилотники на корабли. Механизированные подразделения сухопутных войск проводили оборонительные операции от нападений на прибрежные районы. Армейские ВВС также использовали истребители и беспилотники для поддержки наземных подразделений и успешно поражали гипотетические цели противника с помощью иранских 250-фунтовых бомб и боеприпасов. Истребители Mirage проводили разведывательные полёты на малой высоте.
Подводная лодка Tareq уничтожила надводную цель, выпустив по ней ракету, а субмарина Qadir уничтожила цель в море, выпустив новейшую иранскую торпеду Valfajr. Подразделения армии, дислоцированные в морских частях, использовали беспилотники радиоэлектронной борьбы и противорадиационный радар Omid, чтобы заглушить вражеские радары на побережье. Истребители F-4 успешно вели огонь по мобильным военно-морским целям с целью поддержки надводных частей ВМФ. Морские пехотинцы и «коммандос» ВМС и Сухопутных войск Ирана в рамках совместной операции провели воздушно-десантные, вертолетные и десантные операции на береговой линии гипотетического противника и отбили эти районы, осуществив внезапные удары по надводным частям гипотетического противника на южном побережье страны.
Азербайджан, Турция, Ирак, «ядерная сделка» и инцидент в Ормузском заливе
Напомним, что в начале октября Вооружённые силы Ирана провели крупнейшие в истории страны манёвры близ границы с Азербайджаном и Турцией. Учения «Завоеватели Хейбара» в районе Зангезурского коридора и на границе с Нахичеванью должны были дать ясный сигнал Турции — достигнутые год назад успехи в Нагорном Карабахе и усиление Анкары в регионе не устраивают Тегеран. А «красной линией» здесь может стать именно Зангерузский коридор, который и Турция и Иран рассматривают как стратегический участок территории. Поскольку он является важнейшим для торгового пути Азия-Кавказ-Европа и в конкуренции проектов евразийских коридоров: Lapis Lazuli (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан - Грузия-Турция) и Бендер-Аббас - Поти (Иран-Армения- Грузия). И газопровод Тебиз-Мегри — при всей своей важности — лишь небольшой эпизод важности Закавказья для Ирана.
Те учения проходили на фоне громких заявлений из иранской столицы — правительственных чиновников, депутатов Меджлиса и высокопоставленных сотрудников Министерства обороны — о «неизбежности войны при попытке насильственно коридором соединить Нахичевань с остальным Азербайджаном» — и рассуждений о том, сколько ракет понадобится, чтобы стереть с лица земли Баку. Спустя месяц напряжение спало, до войны предсказуемо не дошло, но стратегическое противостояние никуда не делось.
Ещё одна горячая точка для Ирана — Ирак. Там 10 октября состоялись выборы в парламент. Тогда альянс «Аль-Фатх» — политическое крыло нескольких проиранских вооруженных группировок — получил всего 15 из 329 депутатских мандатов. Его связывают, прежде всего, с «Асаиб Ахль аль-Хакк», «Катаиб Хезболлах» и «Катаиб Сайид аль-Шухада», входящих в «Аль-Хашд аш-Шааби» — шиитские Народные мобилизационные силы. В предыдущем составе Совета представителей «Аль-Фатх» имел 48 мест, и члены альянса обвинили власти во главе с премьер-министром Мустафой аль-Каземи в фальсификации результатов выборов. Сотни сторонников этого объединения начали проводить акции протеста у «Зелёной зоны» в Багдаде. В минувшую пятницу там произошли столкновения демонстрантов с полицией, один из участников акции погиб, а 125 человек с обеих сторон были ранены. Дальше-больше, в ночь на воскресенье начинённый взрывчаткой дрон-камикадзе атаковал резиденцию Мустафы аль-Каземи. Сам премьер не пострадал, но были ранены его охранники.
При этом на выборах победил блок шиитского духовного лидера Ирака Муктады ас-Садра, получив 73 места в парламенте. Однако Тегеран в последнее время обвиняет ас-Садра, в своё время успешно воевавшего с американцами, в соглашательстве, флюгерстве и умеренности по отношению к Вашингтону. Поводом для этого стало закрытие боевых ячеек в некоторых регионах Ирака и уступок в плане «инклюзивности» блока — как в религиозно-политическом, так и в гендерном плане. С этой точки зрения успех «Ас-Сайирун» при неудаче «Аль-Фатх» - очевидная головная боль Тегерана, поскольку при таком количестве мандатов у «Аль-Фатх» блок «Ас-Сайирун» станет для ИРИ более несговорчивым. Политическую нестабильность подчёркивает и несколько политических убийств членов группировки «Хашд аш-Шааби» этой осенью.
Поэтому в Багдад в понедельник срочно вылетел командующий силами «Кудс» КСИР Ирана генерал Исмаил Каани. Визит главы основного подразделения КСИР по работе за рубежом в Ирак должен способствовать объединению шиитских сил в стране и оценке обстановки на фоне вывода боевой части американских войск до конца года. В том, что радикальные проиранские силы проиграли выборы по причине массовых подтасовок, в Тегеране не сомневаются и видят это как прощальный «подарок» проамериканского премьер-министра аль-Каземи и его вашингтонских хозяев. При этом с выводом остатков американских войск у радикальных проиранских группировок «Хашд аш-Шааби» может закончиться и основной политический аргумент: «Пули, а не бюллетени решат будущее Ирака». Ведь главный враг в лице США уходит, а борьба с Исламским государством, в которой они преуспели, столько политических дивидендов не приносит. И, разумеется, оценивать итоги октябрьских выборов нельзя рассматривать только сквозь призму фальсификаций, поскольку страна очевидно устала от войн и голосовала за стабильность и спокойствие. 97 женщин, избранных в Совет представителей — тому подтверждение.
Наконец, 29 ноября в Вене должны возобновиться переговоры между Тегераном и администрацией президента США Джо Байдена о возрождении «ядерной сделки». Они были приостановлены в июне после избрания президентом Ирана сторонника жёсткой линии Ибрагима Раиси.
В 2018 году Дональд Трамп вышел из ядерной сделки (Совместного всеобъемлющего плана действий, JCPOA) и вновь ввёл жесткие санкции против Тегерана. Договор был заключён в 2015 году, он предусматривал отказ Ирана от обогащения урана на уровне выше 3,67%, вывоз большей его части за границу, доступ инспекторов МАГАТЭ к ядерным объектам Ирана — в обмен на снятие американских и международных санкций. В ответ на односторонний выход США из соглашения Иран в 2019 году объявил об отказе от двух пунктов сделки — в части количества хранения обогащённого урана на территории страны и допустимого уровня обогащения. Тогда это привело к конфликту между США и крупнейшими странами ЕС, считающими Иран своим важным торговым партнёром. Администрация Байдена хочет вернуть ситуацию в 2015 год, однако президент Раиси, несомненно, теперь попытается использовать качания Белого дома из стороны в сторону и, если пойдёт на заключение новой сделки, то на более выгодных условиях.
После выхода Вашингтона из JCPOA в прибрежных водах ИРИ периодически происходят столкновения между вооруженными силами Ирана и США. Последнее такое произошло в минувшую среду. Иранское агентство Fars News опубликовало несколько записей инцидента, произошедшего в Оманском заливе между военно-морскими силами ИРИ и Соединённых Штатов.
Катера ВМС КСИР окружили танкер MV Sothys, а затем иранский вертолёт Bell 412 высадил группу военнослужащих на его палубу. Сообщают, что он был отправлен на базу ВМС Ирана в Бендер-Аббасе. Что касается американской стороны, то на снимках показаны два эсминца типа «Арли Бёрк» и корабль быстрого реагирования типа Centinel береговой охраны США. Также в районе инцидента барражировал вертолёт MH-60R Seahawk, вероятно, вооружённый двумя ракетами Hellfire AGM-114.
Во время инцидента корабли обеих стран подошли на очень небольшое расстояние друг к другу. Кроме того, видно, что войска КСИР наводили пулемёты на американские корабли, хотя нет никаких свидетельств того, что были произведены выстрелы. Суть конфликта в том, утверждают иранцы, что MV Sothys использовался американцами для воровства нефти из Оманского залива. Американская сторона обвинения отвергает и заявляет, что иранцы захватили «мирное торговое судно». До этого 7 октября иранское телевидение показало кадры, на которых иранские катера КСИР преследуют военные катера под американских флагом.
Напомним, что Иран в последние годы осуществляет масштабную модернизацию своего флота и сил ПВО.
Читайте также: Эфиопия: тиграи продолжают наступление и готовятся штурмовать Аддис-Абебу
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!