Компании сферы готовятся к реализации новых инвестпрограмм
Еще в начале этого года цифры, полученные Нацстат службой Армении относительно объемов производства в текстильной промышленности, внушили серьезный оптимизм по поводу дальнейшего роста сферы.
Так, за январь-апрель 2021 года в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом объем производства в местной текстильной промышленности подскочил сразу в 3,2 раза, составив порядка 530,8 млн драмов.
Правда, сравнительная база была минусовой, поскольку за первые четыре месяца 2020 года сфера просела на 31,4%. Тем не менее, данные за текущий год наглядно демонстрировали постепенное восстановление отрасли после кризисного 2020 года и возврат на экспортные рынки.
Учитывая огромный потенциал легкой промышленности, правительство выделило ее среди пяти основных приоритетных направлений развития (солнечные технологии, химическая и легкая промышленность, тяжелая металлургия, финансовые инфраструктуры) в своей пятилетней программе.
Выбор этой сферы среди множества приоритетных отраслей экономики Армении, имеющих экспортную направленность, был обусловлен сразу несколькими причинами.Прежде всего, историческими традициями Армении в этой сфере, ну и плюс – наличием производственных мощностей и огромным потенциалом в плане создания новых рабочих мест.
Говоря о развитии местной текстильной отрасли, надо сказать, что в последние несколько лет в Армении наметилась тенденция роста количества компаний, занимающихся производством собственной продукции, а не предоставлением услуг по пошиву одежды известным зарубежным компаниям.
Во многом этому способствовало упрощение процедур при экспорте продукции легпрома на рынок ЕАЭС, благодаря чему произошла диверсификация рынков. Но дело даже не в диверсификации рынков (хотя, это всегда хорошо), а в том, что сфера стала привлекательной для инвестиций. Безтаможенный ввоз товаров на рынки ЕАЭС сделал нашу продукцию более конкурентоспособной, содействуя активному сбыту.
Из торговой компании в производственную
Кстати, рост в текстильной промышленности в текущем году во многом спровоцировали возросшие объемы производства армянскими фабриками колготок, рейтуз, носков и других носочно-чулочных изделий.
Компания Hellotex как раз из тех отечественных производителей, который изначально охватил этот сегмент, в дальнейшем заметно расширив свой ассортимент. Потому что начиналось здесь именно с небольшого производства чулочно-носочных изделий под брендом Artsocks.
«В 2008 году мы с друзьями решили основать в Армении цех по пошиву носков. Хотя, в то время больше специализировались на торговле, но подумали, что можно пойти по пути импортозамещения и приступить к местному производству.
Так началась наша трансформация из торговой компании в производственную, где, начав с чулочно-носочных изделий, вскоре приступили и к пошиву трикотажных изделий», – вспоминает соучредитель компании Hellotex Артем Камалян.
Сегодня на территории компании в квартале Ахтанак близ села Мердзаван Армавирской области ухоженные сады, среди которых аккуратным рядом выстроились производственные и административные помещения.
А в те годы инвесторам пришлось изрядно постараться, чтобы вдохнуть новую жизнь в полуразрушенные здания и со временем озеленить пустырь. Но если все это можно было решить с помощью финансовых вложений, то вопрос с менталитетом местных потребителей, привыкших к турецкой и китайской продукции, – оставался довольно проблематичным. Риск не найти своей ниши на рынке был большим.
В этом смысле новые производственники, по сути, пошли ва-банк. В результате, в Ереване появилась первая носочно-чулочная компания массового производства (несколько небольших аналогичных производств действовало в те годы в Гюмри).
Курс на расширение
Начали с малого, потому что рынок был абсолютно незнакомым, и армянские потребители с трудом переходили на отечественную продукцию. Однако со временем почувствовали, что местный бренд ни по цене, ни тем более по качеству не уступает турецкой, китайской и европейской продукции.
«Нам удалось не только в Армении убедить покупателей, что можем производить качественную и доступную продукцию, но и суметь выйти на экспортные рынки, в частности, Россию и ряд европейских стран», – говорит соучредитель компании, поясняя, что интерес появился и у американцев, с которыми сейчас ведутся переговоры по поводу поставок продукции Hellotex на американский рынок. В целом же на долю экспорта, по его словам, приходится на сегодня порядка 80-85% объемов производства компании.
Перспективным направлением для входа на американский рынок могут стать, к примеру, антибактериальные носки. Среди них носки X-Static, которые рассчитаны на людей, страдающих сахарным диабетом, поскольку помимо хлопка в них содержится чистое серебро, обладающее антибактериальным свойством. Серебром обработан и другой тип носков – Modal, предотвращающий зуд и раздражение кожи у больных.
По словам специалистов компании, многие уверены, что изделия из хлопка – это натурально и, соответственно, хорошо для кожи. Проблема в том, что на сегодня хлопок является одним из самых генно модифицированных продуктов в мире. В этом смысле изделия из ткани Modal более экологичны и антиаллергенны.
Ведь несмотря на то, что эту ткань считают синтетической по способу производства, в ее составе практически 100% растительного сырья и в ее изготовлении участвует переработанная в целлюлозу древесина.
По мере роста спроса компания взяла курс на расширение. Еще в 2012 году помимо мужских, женских и детских носков здесь начали производить также трикотажные изделия под брендом You&Me.
Впоследствии носочно-чулочное производство Artsocks и трикотажное You&Me были объединены в общий бренд Hellotex.А в феврале 2020 года было решено нарастить производственные мощности предприятия за счет создания новых помещений. Выбор пал на Чаренцаван, где уже действуют цеха компании, на которых работают более 130 человек.
Трансформация менталитета
География стран, откуда поступает сырье для производственных нужд Hellotex, весьма широкая. Но если раньше подавляющая часть поставлялась из Турции, то сейчас среди основных стран, откуда импортируется сырье, выступают Россия, Узбекистан и Китай.
Прошедший 2020 года, конечно же, стал для компании испытанием на прочность. Но, как отмечает г-н Камалян, благодаря реализации антикризисных программ правительства, в частности, выдачи беспроцентных кредитных ресурсов, предприятию удалось удержаться на плаву.
Более того, в том же 2020 году компания Hellotex представила на рассмотрение правительства свою новую бизнес-программу и получила одобрение, в результате чего ей был выделен довольно серьезный объем грантовых средств для увеличения экспортных поставок.
«Сейчас мы готовимся к реализации своей новой инвестиционной программы на сумму около 400 тыс. долларов, что позволит нам еще больше укрепить свои конкурентные преимущества на внешних рынках и заодно получать заказы под нашим брендом для маленьких производств в Армении.
На самом деле, еще лет десять назад никто и подумать не смог бы, что можно основать специализированный магазин продукции армянского производства и этот магазин сумеет обеспечивать солидный уровень продаж.
А сегодня менталитет потребителей значительно изменился, поскольку уровень доверия к армянскому производству уже настолько высок, что люди нисколько не сомневаются в качестве продукции, делая выбор в пользу отечественного производителя», – резюмировал соучредитель Hellotex.
Лиана Гезалян