Нам всем по 11 лет. Мы — самая младшая рота в Суворовском училище. Прошло всего 3 месяца, как мы носим погоны и посылаем гордым родственникам редкие по тем временам фотографии. Еще трудновато с едой, мы не знаем, что такое белый хлеб. Только черный и серый-серый. Прошло ведь всего 17 лет после того, как разрушенная Белоруссия была освобождена от фашистов… А у почти всех суворовцев нет ни дедов, ни отцов. Хотя каждый «привирает» про отца-героя…
За месяц до парада начались репетиции/тренировки. Вместо зарядки нас строем выводили к Оперному (сейчас Большому) театру и под музыку нашего оркестра мы учились ходить стройными шеренгами.
Обстановка по-взрослому серьезная, и если ты не научился видеть грудь 4-го в шеренге, то получалась «колбаса» вместо линейки, и вся шеренга потом должна была из-за одного проходить еще и еще раз. С годами понимаешь, как важно чувствовать локоть товарища. Мы в шеренге сцеплялись мизинцами, в тайне от начальников. Наша хитрость.
С восхищением следили, как по команде «… К торжественному маршу» ассистенты знаменосца вынимали из ножен сабли, поднимали их вертикально высоко над головой и их мгновенный блеск на годы оставался в памяти. В небольшие перерывы мы подходили к нашим старшим товарищам и могли потрогать эти настоящие сабли…
Мы — самые младшие и в Белоруссии нам доверили открывать парады 7 ноября. Какое это было счастье! Наши родственники у редких тогда телевизоров, дома или у соседей, могли задолго примоститься и ждать, ждать трансляцию парада, чтобы хоть мельком увидеть своих…
А мы тем временем целый час стояли, незаметно переминаясь с ноги на ногу (был уже минус), слушали выступления вождей (очень уважаемых Машерова, Мазурова) и ждали команды…
Эхом летело по площади, возвращалось к нам и снова улетало:
Смиииррнооо! …
… Поротно!
На одного линейного дистанция!
Первая рота (это — мы!) прямо! ...
Что было взять с нас, 11-летних. Коротышки. А ведь за нами шли настоящие мужчины. Взрослые! У них и шаг другой. И нам нельзя было весь парад задерживать.
Командир нашего училища, наш любимец — генерал-майор П.Р.Саенко, ставший Героем Советского Союза за освобождение от фашистов Прибалтики, сам маленького роста — шел впереди и делал невозможно широкие шаги, а мы подстраивались под него.
Все равно на нас сзади ворчали солдаты, что мы еле-еле тянемся. И мы еще больше старались. А это было ой как трудно. Ведь для того, чтобы было слышно наш чеканящий шаг, нам на подошву прикрепляли металлические пластинки и «шум-звон» от нас был изрядный. Зато скользко.
После парада от имени руководства Белоруссии нам объявили благодарность, и к вечеру мы уже разъезжались по домам. Где помимо родственников нас еще ждали друзья-ровесники, которые разглядывали нашу форму, примеряли на себя. Мы же были рады щегольнуть перед нашими девчонками не только формой, но уже и выправкой — потому что и походка, и держание спины были другими.
Мы были полны гордости от своей причастности к этому знаменательному дню, 7 Ноября.
О своем первом параде рассказал ученик нашей академии Лебедев Валерий.
А какие воспоминания о детстве у вас вызывают гордость и радость?