Было бы логично, если бы российский кинематограф поставлял на экраны большое количество актерских драм - всё-таки здесь богатейшая традиция актерского мастерства, мощнейшая школа. Однако современное отечественное кино создает подобные картины довольно редко. Тем ценнее редкие птицы вроде "Любовника" Валерия Тодоровского.
Немолодой лингвист, профессор Дмитрий Чарышев однажды утром обнаруживает свою жену Лену мертвой - разрыв сердца. После похорон, перебирая домашние вещи супруги, Дмитрий вдруг находит тайную записку, из которой следует, что у Елены была связь на стороне с неким Иваном. Для Дмитрия эта новость становится настоящим потрясением - 15-летний брак казался ему безоблачным и вполне крепким.
Теперь вдовцу предстоит выяснить массу неприятных для него подробностей двойной жизни почившей Лены, познакомиться с тем самым Иваном и вообще многое понять про женщин, про мужчин и про себя самого.
"Любовник" - это кино скупое на средства выразительности, с материальной точки зрения оно очень скромное. Перед нами два человека, пара квартир, несколько улиц с трамвайными остановками и эпизодические второстепенные персонажи. Но выстроенная драматургия, а также такие артисты как Олег Янковский (Дмитрий) и Сергей Гармаш (Иван) дают действительно высокий уровень эмоциональной достоверности.
Удивительным образом, несмотря на печальность темы, Тодоровскому удается находить не только трагическое, но и комическое. Единственное, с чем лично я совершенно не согласен, так это с финалом. Но, полагаю, каждый зритель сделает для себя собственный вывод.
Во всяком случае, концовка не портит общего искреннего впечатления от "Любовника", и он остается пронзительной историей об отношениях очень разных мужчин, любивших одну и ту же женщину.