Холодной зимой у машин чаще всего фиксируются проблемы с пуском замерзшего двигателя. Как правило, при наличии исправной системы зажигания и заряженной батареи причины неполадок выявляется легко. Обычно они вызваны ослаблением соединений силовых проводов, «питающих» стартер, а также коррозией контактирующих поверхностей.
Например, нередко у проводов, подключаемых к свинцовыми выводами батареи, слабеет обжим наконечников. А неплотное соединение — это своеобразный изолятор, снижающий пусковой ток. Поэтому самый простой способ устранения дефекта — своевременное «подтягивание» всех резьбовых стыков бортовой электросети. Особенно это важно делать на проводах, идущих к аккумулятору.
Почему замерзает электролит
Гораздо хуже, если виновником затрудненного пуска холодного двигателя становится бортовой источник питания. На этом аспекте следует заострить внимание. Начнем с того, что стартерный аккумулятор – это электрохимический источник тока. Поэтому его работоспособность во многом зависят от таких показателей, как температура внешней среды, степень заряженности и плотность электролита. Чтобы лучше понять их взаимосвязь, приведем в качестве примера исследования специалистов словенской компании TAB, выпускающей одноименные аккумуляторы TAB, а также популярные батареи Topla.
Итак, при правильной эксплуатации АКБ, когда он полностью заряжен, плотность его электролита будет близка к значению 1,29 г/см.куб и сохранять свою текучесть почти до - 60С. Это значит, что аккумулятор будет крутить стартер даже при -50С. Это качество фирменных батарей TAB и Toplaуже по достоинству оценили многие российские автовладельцы, в том числе и те, кто проживает на Северах. Когда же уровень заряда аккумулятора понижается наполовину (до 50%), плотность его электролита падает до 1,19 г/см.куб. В этом случае, он, конечно, тоже будет подавать признаки жизни, но только при температурах не ниже - 24С, при которой электролит попросту замерзнет.
Контролируйте заряд АКБ
Следует понимать, приведенные выше значения параметров АКБ обозначены как предельные. Очевидно, нарушать эти границы совсем нежелательно. Однако, часто из-за отсутствия опыта, некоторые автомобилисты этот факт игнорируют.
Между тем, в зимний период, особенно когда машина ночует на улице в сильные морозы, крайне важно контролировать уровень заряда аккумулятора и, если АКБ обслуживаемый, еще и плотность электролита.
Помните: электролит с плотностью менее 1,18 г/см.куб, находящийся в разряженном АКБ, может замерзнуть даже при относительно слабых (до -20С) холодах.
При замерзании электролит превращается в лед. Расширяясь на морозе, он способен повредить как пластины батареи, так и ее корпус. В подобных случаях он нередко разбухает или трескается. В итоге аккумулятор выходит из строя.
Как улучшить холодный пуск
Отдельный вопрос – энергетические характеристики стартерного аккумулятора. В наших предыдущих статьях уже вкратце сообщалось о таких параметрах, как емкость (С20) и ток холодной прокрутки (ССА). Рекомендуемые значения данных параметров обычно указываются в инструкции к автомобилю. Они тоже зависят от температуры внешней среды. При ее понижении максимальный пусковой ток АКБ тоже уменьшается.
Кстати, не все водители знают, что ССА измеряется при -18 С. При этом, согласно методике ЕN, напряжение на клеммах АКБ не должно опускаться ниже 6,2 В. На этот момент стоит обратить особое внимание.
В машинах, которые зимой эксплуатируются при температурах ниже -18С, предпочтительнее использовать аккумуляторы с максимально возможным пусковым током (фото выше). Это позволит избежать проблем с запуском двигателя при сильных холодах.
Выше емкость и больше ток
Данная рекомендация обусловлена спецификой работы бортовых компьютеров в ряде современных автомобилей. Их «мозги» прерывают процедуру запуска двигателя в первые мгновения работы стартера, если напряжение бортсети падает ниже 5,5 В. Поэтому, чтобы напряжение не «проседало» до критического уровня при запуске застывшего на морозе двигателя, рекомендуется использовать АКБ с более высокой, чем у штатной батареи энергоемкостью.
Например, если в машине штатно используется аккумулятор европейского типа с емкостью 60 Ач и током до 600 А, то в канун зимы лучше установить более мощную батарею того же типоразмера. Например, популярный аккумулятор Topla Energy с емкостью 66 Ач и током 620 А (фото выше). У него более чем 10-процентное превышение производительности в сравнении со штатным АКБ. А такой запас «энергоресурса» гарантированно облегчит запуск холодного двигателя в самую лютую стужу.