После войны Вальтер Дорнбергер, один из сподвижников разработчика немецких ракет Вернера фон Брауна, сказал о довоенном периоде: «Мы хотели выйти, наконец, из области теории, недосказанных утверждений и бесплодных фантазий. Мы были по горло сыты прожекторством в деле межпланетных полетов. Шестая цифра после запятой в расчетах траектории полета к Венере была для нас столь же безразлична, как и вопрос об отоплении и обеспечении воздухом кабины корабля для полета на Марс».
Итак, «отцов» немецкой ракетной техники интересовал практический результат использования ракет без эфемерных межпланетных полетов. Такая возможность им представилась в годы Второй Мировой войны. Что же получилось?
В возможностях ракетного оружия уже в конце 1929 г. заинтересовался Рейхсвер - отделу баллистики и боеприпасов Управления вооружений Сухопутных войск было дано задание провести исследования. В 1932 г. в 28 км южнее Берлина создается специальная испытательная станция - «Куммерсдорф-Вест», начальником которой и стал Вальтер Дорнбергер, а Вернер фон Брауна стал его первым штатным служащим.
Проектирование первой ракеты А-1, имеющей кислородно-спиртовой ЖРД, после нескольких лет исследований, началось только в 1933 г. В начале декабря 1934 г. были запущены две ракеты А-2, достигших высоты 2 км. В апреле 1936 г. было принято решение о строительстве нового центра испытания ракет в Пенемюнде, так как старый полигон не подходил для испытаний крупных ракет. В строительстве принимала участие «Организация Тодта» и даже заключенные из лагерей.
Исследовательский центр в Пенемюнде строился с размахом и «поедал» много ресурсов. Заказы на работы из этого ракетного центра получали берлинский «Немецкий исследовательский институт аэронавтики», «Исследовательский институт техники ракетоплавания» в Трауэне, «Институт Германа Геринга» в Браушвейг-Фалькенроде, а также десятки лабораторий, конструкторских бюро при крупных концернах. В самом ракетном центре в Пенемюнде на февраль 1945 г. работало 4325 человек, без учета военнопленных и насильственно угнанных рабочих. Каков же был результат работ?
До практического (боевого) применения дошли только лишь два проекта - самолета-снаряда «Фау-1» (крылатой ракеты), оснащенным пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) и одноступенчатой ракеты с ЖРД «Фау-2». Название «Фау» происходит от немецкого Vergeltungswaffe - «оружие возмездия». Собственно, «Фау» - произношение название латинской буквы «V» в немецком языке.
Применение самолетов-снарядов «Фау-1» началось 13 июня 1944 г. обстрелом Лондона. С 7 стартовых площадок было выпущено 10 самолетов-снарядов, из которых столицы Англии достигло только 4 штуки. Через 2 дня с 55 позиций было выпущено в течение 11 часов 294 единицы «Фау-1», из них 244 по Лондону. В черте Большого Лондона разорвалось 73 самолета-снаряда, 100 разрушились в воздухе, не долетев даже до побережья, остальные разорвались в различных местах Англии. С осени 1944 г. самолеты-снаряды запускались с воздуха - с самолета-носителя «Хейнкель-111». Всего было запущено по Англии 10492 самолета-снаряда, из них 3200 достигли ее территории (!), из которых 2419 достигли Лондона. В результате обстрела «Фау-1» потери англичан составили 5649 человек убитыми и 16196 раненными (по другим данным, соответственно, 6184 и 17981 человек). Было разрушено 23 тыс. зданий и до 100 тыс. получили повреждения. Еще около 3,5 тыс. «Фау-1» были выпущены по Льежу, Антверпену, Брюсселю, Парижу.
Конструкция «Фау-1» была довольно сырой - при обстреле Англии около 20 % самолетов-снарядов отказывали при запуске, еще около 20 % падали в море из-за отказов уже в полете. Кроме того, до 25 % сбивались истребителями, 17 % зенитками, а еще 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. К концу войны англичане наловчились и сбивали до 80 % самолетов-снарядов, которые сумели подлететь к территории Англии (т. е. не взорвались при старте или в полете). В день происходило в среднем в разные периоды от 40 до 100 запусков самолетов-снарядов по Англии, поэтому с учетом процентов отказов и действия ПВО каждый день на англичан падало не так много самолетов-снарядов. Показательным стал обстрел 28 августа 1944 г., когда из 97 самолетов-снарядов, пересекших Ла-Манш, своей цели достигли лишь 5 единиц, остальные были сбиты или упали из-за неисправностей.
Идея о создании большой баллистической ракеты «Фау-2» зародилась летом 1936 г., а огневые испытания ЖРД начались 21 марта 1940 г. Лишь в июне 1942 г. состоялся первый пуск опытной «Фау-2», закончившийся потерей управления и падением ракеты в море. Лишь третий пуск ракеты 3 октября 1942 г. оказался удачным, однако в ходе последующих 31 запусков, проходящих до лета 1943 г., многие оказались неудачными. Тем не менее, решено было начать их выпуск. Производство ракет располагалось в подземном заводе, где трудилось 30 тыс. заключенных.
Боевое применение ракет «Фау-2» началось 5 сентября 1944 г. - 2 ракеты были выпущены в направлении Парижа. Через 3 дня начался обстрел Лондона. Было выпущено 2 ракеты - первой было убито 3 и ранено 17 человек, вторая не причинила никакого ущерба. Всего по Англии было выпущено до 27 марта 1945 г. около 1300 единиц «Фау-2», от которых погибло 2724 человека и 6467 было ранено. Конструкция «Фау-2» была также сыроватой: из 4300 запущенных более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо в полете.
Как видно, результаты более, чем скромные. Правда, было выполнено сравнение, что стоимость «работы» самолета-снаряда «Фау-1» по Лондону эффективнее, чем бомбардировщика в условиях 1944-1945 гг. Стоимость «Фау-1», когда при серийном производстве стали использовать труд рабов, составляла 3,5 тыс. рейхсмарок, что составляло менее 1 % от стоимости от обычного бомбардировщика с такой же бомбовой нагрузкой. «Фау-1» было создано огромное количество в 25 тыс. штук. Средняя стоимость ракеты «Фау-2» составляла почти 120 тыс. рейхсмарок, поэтому их создали только несколько тысяч, запустив до 4 тыс. единиц. При этом боевая нагрузка этих обоих типов оружия была практически равной 800-1000 кг (!).
Самолет-снаряд «Фау-1» имел дозвуковую скорость в 650-800 км/ч, поэтому его могли догнать самолеты истребители, ракета же «Фау-2» имела скорость полета 5940 км/ч и догнать истребители ПВО ее не могли.
Было сделано интересное сравнение, что чтобы сбросить такое же количество бомб, которое американцы сбрасывают на Германию, необходимо было иметь 66 тыс. ракет «Фау-2», которые необходимо было бы выпускать 6 лет.
Эффективность и «Фау-1», и «Фау-2» значительно снижала система автоматического наведения, состоящая из гироскопов, магнитного компаса и механического счетчика пройденного пути. Задать точку падения можно было только на земле и как-то корректировать ее при подлете к цели, например, с самолета корректировщика, было нельзя. Поэтому для обстрела можно было выбирать только большие по площади цели - города вроде Лондона. Например, для ракет была выбрана единая расчетная точка прицеливания - центр Лондона, 900 метров от вокзала Ватерлоо. Заявленное отклонение от цели для «Фау-1» составляло 0,9 м, хотя при этом точность механического счетчика составляла ± 6 км! Во всяком случае, в СССР после войны создали аналог «Фау-1» под названием «Изделие 10», при испытании которого попадание с расстояния 200 км в квадрат 5 км на 5 км считалось удачей.
Для «Фау-2» точность была также своеобразной - только половина ракет попадала в круг диаметром 10 км. С этой точки зрения - ракетная техника Германии являлась действительно «оружием возмездия», терроризирующее мирное население и бьющее по площадям. Попытка использовать «Фау-2» против захваченного союзниками Ремагенского моста не увенчалась успехом - ни одна ракета не попала в цель, а одна даже упала в 60 км от цели.
После войны союзники по оставшимся документам и опросам выяснили, что в Германии к концу войны в стадии разработки находились еще 138 проектов, связанных с реактивной техники. Вряд ли немцы в условиях войны, продлись она еще какое-то время, смогли бы довести до ума эту технику и выпускать ее в больших количествах.
Трудами немецких работ, начавшихся в 1932-1933 гг., уже после войны воспользовались союзники. Например, американский генерал Хольгер Н. Тофтой высказался на страницах газеты так: «Немецкая ракета «Фау-2» сэкономила американской военной технике 50 млн. долларов и пять лет, которые ушли бы на исследовательскую работу».
#история
#вторая мировая война
#война
#фау-1
#фау-2
#ракеты