Найти тему
Шпионские страсти

Операция по дезинформации

В Палестине английская Египетская экспедиционная армия генерала Эдмунда Алленби сражается с турками, чья армия опирается на три группы хорошо укрепленных городов. Правый фланг турецкой армии сражается южнее Газы, левый – южнее города Беершеба, за центром расположены города Шерия и Харейра. Лучше всех укреплен район Газы, так как тут сухопутные войска англичан могут быть поддержаны силами английского флота, господствующего на море. Хуже всего укреплены подступы к Шерии и Харэйры. Но тут есть одно но, в этом районе нет воды. А для доставки воды английским войскам, расположенным в данном районе требуется не менее 30 тысяч верблюдов, помимо прочего транспорта. А ведь еще надо организовать снабжение продовольствием, боеприпасами, иным снаряжением. То есть захват Шерии и Харэйры ничего не дает. Без воды в пустыне много не навоюешь. Вода есть в Беершебе и Газе. Но там сильные укрепления.

Встал вопрос: где наступать?

После анализа ситуации штаб Алленби пришел к выводу, что наступать более целесообразно на Беершебу, так как в районе Газы сосредоточены лучшие части турецкой армии. Кроме того, захват Беершебы вынудил бы турок оставить Газу и отойти на север, так как в противном случае их группировка в районе Газы рисковала оказаться в окружении. Однако с планом наступления на Беершебу были трудности. Во-первых, отсутствие дорог – снаряжение, продовольствие, воду приходилось доставлять на верблюдах. Во-вторых, железная дорога в тылу турецкой армии позволяла туркам быстро перебрасывать свои резервы из Газы в Беершебу и наоборот. Беершебу требовалось захватить неожиданным ударом. Но для этого надо убедить турецкое командование, что англичане намерены наступать на Газу при поддержке флота. Английским спецслужбам поставили задачу: убедить турок, что готовится наступление на Газу.

Группу по дезинформации возглавил офицер британской контрразведки Маннеринг (о нем смотри публикацию «Двойная охота»).

Времени у группы, чтобы обмануть противника было предостаточно. Штурм Беершебы был назначен на 31 октября, а план был утвержден в конце августа.

Уже в начале сентября началась радиоигра. По радиотелеграфу состряпанные группой передачи велись с использованием такого шифра, который турки могли легко расшифровать. Когда это произошло, одна из турецких приемных станций только тем и занималась, что слушала и перехватывала все радиопередачи, которые шли данным шифром. В ходе потока ложных радиопередач, иногда проскакивали и такие. Один радист запрашивал у другого, не может ли тот в частном порядке сообщить ему, когда начальник будет в отъезде – его полковника это очень интересует. Второй сообщает, что начальник (речь шла о генерале Алленби) уезжает в Суэц 29 октября, а вернется 4 ноября.

Затем следует радиограмма с сообщением, что исследование местности у Беершебы показывает нецелесообразность применения здесь кавалерии.

Несколько радиограмм позволяли турецкому командованию сделать вывод, что англичане начали подтягивать войска и снаряжение в районы южнее Газы.

И турки поверили этим ложным радиограммам.

Уже 25 сентября начались широкомасштабные строительные работы по укреплению подходов в к Газе. К 25 октября турецкие укрепления вокруг Газы выросли вдвое.

Англичан радовали такие действия турок, но для закрепления достигнутого успеха было решено подбросить туркам «решающие доказательства».

И была разыграна комбинация с потерянной сумкой.

Об этой комбинации рассказывается в публикации «История с сумкой»

(Источник: Дж. Астон)