В лихие 90-е годы банда Мирзалиевых наследила в городах Октябрьске и Сызрани, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области, а также в прилегающих районах Ульяновской и Саратовской областей.
Возглавляли банду уроженцы Азербайджана братья Мирзалиевы - 39-летний Ровшан и 35-летний Эльшан. При этом старший брат в свое время успел получить российское гражданство и прописаться в Сызрани, а вот младший угодил на скамью подсудимых, будучи азербайджанским подданным.
Кроме них, в банду входили и представители других национальностей, главным образом жители Сызрани или соседних сел: русские 36-летний Александр Соловьев, 25-летний Дмитрий Дьяков и 24-летний Александр Павлов, 37-летний осетин Бессарбай Кодзасов, и немец, житель Ульяновска, 28-летний Александр Гофман.
В марте 1997 года Ровшан Мирзалиев, Гофман и Соловьев решили завладеть какой-нибудь «тачкой». Вооружившись ножами и веревкой, они в центре Сызрани якобы для поездки в Шигоны наняли частника на «копейке» сызранского автолюбителя Юрия Гаврика. На полпути до Шигон Соловьев неожиданно накинул удавку на шею водителя и потребовал свернуть в лесополосу. Здесь Гаврика связали, пересадили на заднее сиденье и увезли в Ульяновскую область.
В безлюдном лесу у села Гладчиха преступники вывели свою жертву из машины. Здесь Гофман вырыл в снегу яму, а Соловьев и Мирзалиев столкнули туда водителя и здесь перерезали ему ножом горло. Видимо, для гарантии смерти душегубы затем нанесли своей жертве еще несколько ножевых ударов по всему телу. На краденой «копейке» убийцы вернулись обратно в Сызрань.
Не менее зверски поступили бандиты и с молодыми жителями города Вольска Эдуардом Мальцевым и Ольгой Васильевой. В мае 1998 года Ровшан Мирзалиев, Соловьев и Павлов выехали на очередную ночную охоту. Около четырех часов утра, будучи уже на территории Саратовской области, они вдруг увидели на обочине шоссе одиноко стоящий «жигуленок». В салоне находились Мальцев и Васильева.
Мирзалиев постучал в окно машины и позвал парня, который, ничего не понимая, выбрался наружу. Мирзалиев тут же свалил его ударом сверху, после чего выстрелил лежащему Мальцеву в голову. Но пистолет у него был самодельный, и потому его убойная сила оказалась невелика. Хозяин машины не был убит, а только оглушен. Тем не менее преступники, не зная этого, посчитали его мертвым, оттащили тело в лесополосу и закидали ветками. Через некоторое время Мальцев пришел в себя, после чего самостоятельно смог дойти до ближайшей больницы.
А вот участь его подруги оказалась более трагичной. Пока Мирзалиев расправлялся с Мальцевым, Павлов и Соловьев вытащили из машины полуживую от страха Васильеву. Соловьев сильными ударами кулака сбил девушку на землю, после чего несколько раз выстрелил в затылок из револьвера. Хотя впоследствии экспертиза установила, что и этих пуль хватило для ее смерти, преступники на содеянном не успокоились: Павлов стащил колготки с бездыханного тела, а затем совместно с Соловьевым затянул их на шее своей жертвы.
Соловьев, увидев в ушах девушки золотые сережки, вырвал их, что называется, с мясом.
Одним из эпизодов банды стало разбойное нападение на цыганскую семью с фамилией Вернигора, проживавшую в Октябрьске. В нападении участвовали Ровшан Мирзалиев, Гофман и Соловьев. Под покровом ночи Гофман влез в цыганский дом через окно, а двое других бандитов вломились через дверь, после того, как им ее открыл ничего не подозревавший глава семьи.
Кулаками, ногами и металлическими прутьями они избили хозяев дома и проживающих у них двоих девушек-родственниц. Затем находящегося без сознания мужчину связали, привели в чувство и стали требовать, чтобы он сказал, где в доме хранятся деньги и золото. Поскольку Вернигора отказывался говорить, его подвергли пытке - ставили на живот включенный в сеть раскаленный электрический утюг.
Пока Мирзалиев и Гофман занимались хозяином, Соловьев схватил за волосы одну из девушек и потащил ее в подвал дома, требуя, чтобы та показала, где здесь закопано золото. Девушка заливалась слезами и твердила, что ей ничего об этом не известно. Тогда раздосадованный бандит, приставив молодой цыганке нож к горлу, заставил девушку раздеться догола и здесь же, в подвале, изнасиловал ее.
Пока Соловьев был в подвале, его приятели смогли-таки вытянуть от хозяев признание, где они прячут золото. Как и предполагалось, ценности были надежно укрыты под землей. Причем в подвале. Спустившись в подвал, где был Соловьев, Гофман извлек золото из тайника, а Мирзалиев наверху тем временем выгребал из шкафа крупные купюры.
Но денег и золота бандитам показалось мало: они вынесли из дома Вернигоры также много различных вещей, в том числе видеомагнитофон, фотоаппараты, меховые шапки и даже несколько мужских и женских зонтиков. Общая стоимость награбленного превысила 40 тысяч рублей. Нагрузив свою машину под завязку, преступники благополучно скрылись в ночи.
Затем в послужном списке банды были и другие вооруженные налеты, в том числе на цыганский дом Ботаненко в Сызрани, где они взяли денег, золота и вещей на общую сумму 36 тысяч рублей. Здесь хозяев дома бандиты сильно избили, но все-таки оставили в живых.
А вот после налета на супругов Луниных в селе Ново-Томашево Ульяновской области их дом был весь залит кровью: преступники застрелили не только хозяев, но и двоих престарелых родственников. Самое поразительное, что ничем особо ценным у Луниных бандиты разжиться не смогли, потому что достаток этой семьи был даже ниже среднего. В частности, в списке похищенного у них фигурируют продукты питания: рыбные и мясные консервы, баночное пиво, несколько палок копченой колбасы, шесть килограммов куриных окорочков, восемь бутылок водки и даже три коржа для приготовления торта.
19 сентября 1998 года на пост ГАИ в районе села Троицкое Сызранского района обратился истекающий кровью человек. Во время остановки на ночлег на него и троих его товарищей напали неизвестные. Как потом оказалось, в ту ночь в кабине КАМАЗа заночевали братья Алексей и Сергей Немовы, их сослуживец Сафронов, а также водитель грузовика Спиридонов.
Накануне друзья выехали из Канаша, что в Чувашии, на КАМАЗе, груженом 15 тоннами картофеля. Урожай намеревались сбыть в соседних губерниях. Около 22 часов остановились в районе села Троицкое. Примерно в полночь к ним подошли люди в камуфляже и масках и потребовали денег, объяснив, что дорога контролируется и за проезд надо платить. Один из водителей (Алексей Немов) стал возмущаться и тут же получил пулю в голову. Дальше бандиты разговаривать не стали, а просто стреляли, причем исключительно в голову. Проводами и брючными ремнями связали убитым руки – на всякий случай. Тем временем стал подавать признаки жизни Алексей Немов, которого, как оказалось, предыдущая пуля из маломощного пистолета не умертвила. Тогда Мирзалиев вторым и третьим выстрелом добил раненого. Остальным жертвам стрелял в голову Павлов. Как впоследствии было установлено экспертизой, пули из его револьвера для Сафронова и Сергея Немова сразу же оказались смертельными.
Оттаскивая их в лес, обнаружили, что Александр Спиридонов подает признаки жизни. Потом выяснится, что пуля прошла через рот, не задев жизненно важных участков. Его попытались задушить, но впопыхах не заметили, что удавка-провод тоже прошла через рот. Преступники отнесли бездыханные тела в лесопосадку, где забросали ветками и мусором. Александр притворился мертвым, дождался, пока преступники уйдут, сумел освободить руки и доползти до поста ГАИ. Трое его друзей были мертвы.
Оставшийся без хозяев «КамАЗ», груженый картошкой, бандиты угнали с собой.
Потом несколько тонн похищенной картошки бандиты отдали на реализацию одному из знакомых, торгующих на местном рынке. А вот "КамАЗ" преступникам, как выяснилось, совершенно не был нужен. После продажи картошки они отогнали грузовик в безлюдное поле, облили бензином и сожгли.
Криминалисты выяснили, что стреляли из нестандартного оружия – пистолет имел шесть нарезов и деформированный ствол. Вскоре недалеко от Октябрьска нашли КАМАЗ с сожженной кабиной. Груз отсутствовал. Машина стояла совсем рядом с тем местом, где несколькими днями ранее был убит гражданин Т-ов. Способ убийства весьма схожий – ему тоже размозжили выстрелом голову…
В ходе оперативных мероприятий сыщики вышли на беженца из Таджикистана Соловья и его дружков, среди которых были два брата-азербайджанца Мирзалиевы. Сожительница одного из них вдруг разжилась картошкой. Интерес оперов к ее урожаю женщина удовлетворила – дал Соловей вместо алиментов. Возил ее на склад некий Рома, дал девять мешков расфасованного в сетки картофеля. Директор фирмы-склада пояснил, что в середине сентября к нему домой приехал знакомый Равшан и поросил машину для перевозки картофеля, а также помещение для хранения.
Банду Мирзалиевых милиции удалось задержать лишь через полтора года после первого убийства. Затем более года длилось следствие, в ходе которого преступникам предъявили обвинение по целому букету тяжких статей Уголовного кодекса РФ (к уголовному делу присоединены еще 16, ранее возбужденных в других областях).
Процесс по этому уголовному делу в Самарском областном суде под председательством судьи Валерия Курылева в течение 2001-2002 годов продолжался без малого десять месяцев. Даже приговор по завершении судебных слушаний зачитывался два полных рабочих дня. Это и неудивительно: ведь члены банды из семи человек, которые в тот момент сидели на скамье подсудимых, в течение полутора лет совершили 12 убийств, шесть покушений на убийство, а также почти два десятка вооруженных налетов, а также кражи, грабежи, незаконном приобретении оружия, а Соловьев - еще и в изнасиловании...
В ходе десятимесячного судебного процесса вина подсудимых была полностью доказана и было вынесено следующее судебное решение: Ровшан Мирзалиев, Александр Соловьев и Александр Павлов приговорены к пожизненному заключению, Эльшан Мирзалиев - к 23 годам лишения свободы в колонии особого режима, Дмитрий Дьяков - к 14 годам, Александр Гофман - к 18 годам, а Бессарбай Кодзасов, принимавший участие только в некоторых кражах - к 3,5 годам лишения свободы, все - в колонии строгого режима.
Рассказывает Людмила Бородина (известный криминальный самарский журналист 80-90-00-х годов):
- Повидавшая всякого люда Сызранская тюрьма весьма недоброжелательно в 1999 году встретила новых «жильцов» - авторитеты высказали в их адрес недвусмысленное «фу». Даже по криминальным меркам парни хуже всяких отморозков – стрелять в людей за мешок картошки? Места новобранцам определили поближе к параше.
Следователи в разговоре называли банду по фамилии главаря – мирзалиевские. Мне тогда удалось побеседовать с одним из обвиняемых, парень сознавался в убийстве семерых, его считали искренне раскаявшимся.
… Больше других в его память врезалось убийство женщины- сначала на ее глазах убивали мужа (он чудом выжил), потом хотели изнасиловать, но времени было мало, пришлось торопиться. Выстрелил в голову, потом душил лифчиком. Вся «вина» супругов состояла в том, что они, остановившись перекусить у дороги, оказались в поле зрения бандитов. Взять у жертв было практически нечего… Забрали личные вещи, угнали и разобрали на запчасти автомобиль. Платье убитой до последнего носила одна из подружек бандитов, куртку мужчины не снимал один из них. Парень рассказал мне: эта женщина все время ему снится, просит не убивать…
… Это было на обратном пути из Белгорода, куда мирзалиевские ездили по шикарной, как казалось, наводке – намеревались потрясти богатую цыганскую семью. Но наткнулись в доме на целую толпу мужиков и быстро поняли, что перевес не на их стороне. Пришлось убираться ни с чем. Ехали полуголодные, озверевшие, ночевали в стогах, спали с одной женщиной по очереди. Изнасиловали конченую наркоманку – на ней места живого не осталось. Думали, что уж ей-то в милиции никто не поверит. Но дама, собрав остатки представлений о женском достоинстве, написала заявление. Вообще же предпочитали общение с 14-15-летними пэтэушниками – среди провинциалок немало было девушек, готовых признать их за героев. Парни описывали, как расправлялись с жертвами, а девицы и во время следствия таскали им передачки и просили свидания.
… В Ульяновской области постучались в дом и попросили домкрат. Выглянувшего хозяина встретил выстрел в голову. Его жену и случайных гостей – семейную пару – пытали. Согласно наводке, в доме должны быть большие деньги. Но их так и не нашли. Запертые в ванной женщины умоляли не стрелять. Но всех убили. Взяли видеотехнику, немного золотых украшений, открытую банку кофе.
Всего на счету банды 25 эпизодов, причем все они относятся к особо дерзким и опасным. Главарь заставлял стрелять всех членов группы, а награбленное в основном оставлял себе. С подчиненными обещал расплатиться позже; якобы собирал средства на ремонт. Большая часть похищенного сохранилась – в качестве подарков жене. Другие члены банды нехитрую добычу просто пропивали.
Источники:
- Бородина Л. Особый почерк: Выстрел в голову
- Историческая Самара
- Агапов П. Преступления против общественной безопасности, сопряженные с организованной преступной деятельностью. 2013