Когда-то я прочитала стихотворение Александра Городницкого «Гробница Камоэнса» о церкви Святой Марии. Оно долго крутилось у меня в голове, я представляла по описанию внутреннее убранство храма, гробницы Камоэнса и Да Гамы, даже нашла фотографии этой церкви.
У края католической земли,
Под арками затейливого свода,
Спят герцоги и вице-короли,
Да Гама и Камоэнс - спят у входа.
Этот, ни на что не похожий архитектурный стиль, появился в Португалии во время правления короля Мануэля и назван по его имени.
Луч в витраже зажегся и погас.
Течение реки неумолимо.
Спит Мануэль, оставивший для нас
Неповторимый стиль "Мануэлино".
Стиль мануэлино меня просто покорил.
Для строительства зданий португальцы использовали золотистый или светло-серый известняк. Он хорошо поддаётся обработке и позволяет вырезать самые причудливые детали. С другой стороны, он устойчив к климатическим воздействиям.
Мне очень хотелось увидеть эту церковь своими глазами. Так что, первое, что я сделала в Лиссабоне — отправилась посмотреть на церковь Святой Марии.
Король, он в крепостях своей страны
Об Индии далекой думал страстно,
Его гробницу черные слоны
Несут сквозь время, как через пространство.
Это было одно из самых ярких впечатлений от архитектуры Португалии. Его можно сравнить с тем восторгом, который вызвала у меня Саграда Фамилия в Барселоне. Мы увидели одну из самых красивых церквей Европы и самую красивую церковь Португалии в стиле мануэлино.
Рожденные для чести и войны,
Подняв гербы исчезнувшего рода,
Спят рыцари у каменной стены,
Да Гама и Камоэнс - спят у входа.
Именно в этой церкви Святой Марии покоятся великий португальский поэт Камоэнс, умерший от чумы в 1580 году и великий путешественник и мореплаватель Васко да Гама.
Для стиля мануэлино характерны элементы в морском стиле. Это стилизованные канаты, якоря, ракушки, волны и паруса, кораллы, морские узлы и морские чудовища. К ним органично вплетают растительный орнамент и типичные элементы христианской росписи, скульптуры людей и животных.
Придав убранству корабельный вид,
Сплетаются орнаменты, как тросы.
Спят под скупыми надписями плит
Торговцы, конкистадоры, матросы.
Неведомой доверившись судьбе,
Чужих морей пригубив злые вина,
Полмира отвели они себе,
Испании - другая половина.
Интерьер храма украшает каменная кладка сводов и 25-метровые восьмиугольные пилоны, покрытые резьбой. Они делают внутреннее пространство церкви похожим на огромную пещеру со сталактитами и сталагмитами. При этом, стены и оконные проёмы простые, без резьбы и росписей. Свет в церкви Святой Марии напомнил мне Саграду Фамилия, такое же ощущение неба на земле.
Ощущение восторга от этих сводов, уходящих в небеса и растительных орнаментов, которые так органично смотрятся на мощных колоннах, делая их совершенно лёгкими и невесомыми.
Художников не брали в океан,
Но нет предела дерзостному глазу:
Сплетения бамбука и лиан,
Зверей и птиц, не виданных ни разу,
Они ваяли, на руку легки,
Все в камень воплотив благоговейно,
О чем им толковали моряки
Над кружкой лисбоанского портвейна.
Самый красивый и богатый, южный портал церкви создан мастерами Боитак и Жуан ди Каштилью. Вход в церковь представляет две резные арки. Посередине - статуя Генриха Мореплавателя.
Встает и снова падает заря.
Меняются правители и мода.
Священники лежат у алтаря,
Да Гама и Камоэнс - спят у входа.
Гробница Васко да Гама, которую создал Симан Жузё да Луш Суриану, - мраморная, ее поддерживают шесть лежащих львов. На ней рельефные украшения - герб Гамы, корабли и т. п., а Гама изображен таким, каким он был, по описанию Корреа, перед погребением в Кочине: обе его руки сложены в молитве.
Надпись под самой крышкой - стих из четвертой песни "Лузиад" Камоэнса:
Partimos nos assi do sancto templo
Que nas praias do mar estd assentado.
(И мы отплыли от святого храма, основанного на берегу морском.)
Останки великого мореплавателя перевозили и перезахоранивали множество раз, но теперь Васко да Гама, после многих скитаний, покоится на том самом месте, где он стоял коленопреклоненный и молился в маленькой церкви Риштеллу.
Окно полуоткрыто. Рядом с ним
Плывут суда за стенами собора.
Их бережет Святой Иероним,
Высокий покровитель Лиссабона.
Сверкает океанская вода,
Серебряные вспыхивают пятна.
И мы по ней отправимся туда,
Откуда не воротишься обратно.
Гробница Камоэнса находится с другой стороны от входа. Сведения о его жизни чрезвычайно скудны и иногда противоречивы. Считается, что Камоэнс родился в 1524, предположительно в Лиссабоне. Он происходил из старинного и богатого галисийского рода, один из членов которого, Васко Пирес де Камоэнс (Vasco Pires de Camões), в 1370 г. бежал по политическим причинам в Португалию.
Он был не только храбрый воин, но и блестящий поэт-трубадур. Дед поэта по материнской линии, Антао, был женат на родственнице Васко да Гама.
Но долго, пробуждаясь по утрам
И глядя в рассветающую темень,
Я буду помнить странный этот храм
Со стеблями таинственных растений,
Где каждому по истинной цене
Места посмертно отвела природа:
Властитель и епископ - в глубине,
Поэт и мореплаватель - у входа.
Монастырь Жеронимуш и эта церковь просто обязательны для посещения, если вы когда-то попадёте в Лиссабон.
Уверена, не пожалеете.
P.S. Курсивом выделены строки стихотворения Александра Городницкого «Гробница Камоэнса».