Пару лет назад в Твери провели транспортную реформу: ликвидировали как класс маршрутки, трамвай, а недавно и троллейбус. С одной стороны, транспорт стал более надежным, с другой - жалко, что отменили трамвай (который, кстати, здесь же и производится) и вызывают изумление некоторые маршруты - на карте они выглядят, как гигантская буква Л или свернувшаяся змея - в общем, ничего и близко к прямой линии или, на худой конец, к букве Г. На мой пассажирский взгляд я, взглянув на автобусный маршрут на табличке должен примерно понимать - этот автобус идет куда-то на север, а этот на юго-восток. Сейчас же по прошествии ДВУХ лет с начала реформы старые бабки, которые всегда всё знают, спрашивают на остановке, куда идет этот автобус. Забавные таблички с расписанием висят на некоторых остановках. Выглядит это примерно так: слева колонка "Маршрут", например, "Южный-Мигалово"; справа несколько колонок с делением по временным интервалам, объединенных небольшой длинной ячейкой, в которой написано "Конечная остановка" (ну или нечто аналогичное по смыслу) и дальше название этой остановки. Если Вы полагаете, что в данном примере будет написано "Конечная остановка - Мигалово", это заблуждение - может быть и Мигалово, но может и Южный. Я не понимаю, машинистка сэкономила набор в левой колонке? Почему не написать на одной стороне улицы "Маршрут"=Южный-Мигалово, а на противоположной - "Маршрут"=Мигалово-Южный? Лично я увидел надпись про конечную остановку чуть ли не через полгода после внедрения такой формы, а сначала был в шоке, когда нашел на остановке маршрут А-Б там, где должен был бы быть указан маршрут Б-А, поскольку строчку с конечной просто не заметил. Еще что раздражает - лень водителей, видимо. Независимо от маршрута (А-Б или Б-А) на лобовом табло всегда А-Б. В этом плане мне нравятся московские автобусы - там на лобовом табло указано конкретное направление - либо А-Б, либо Б-А. Еще на московских продвинутых автобусах появилось табло на боковом стекле с указанием нескольких ближайших остановок. Зато в салоне тверских автобусов информация представлена хорошо: тут и следующая остановка, и пересадки. Еще бы показывали текущее время, совсем было бы хорошо. Но самая полезная информация все-таки на салонном табло МЦК - там и ближайшие остановки, и пересадки на метро или ЖД, а кроме того еще и ближайшие городские объекты. Самое странное табло - в салоне "Ласточки" Москва-Тверь: всю дорогу на нем отображается текущая скорость (кстати, с очень ощутимой задержкой), время и температура за бортом. При приближении к остановке проезжает надпись "Поезд прибывает на станцию ХХХ", а потом уже на остановке так же проезжает надпись с названием станции. И всё. Ребята, пассажиры имеют обыкновение на перегонах спать, читать, залипать в телефоне и просто разговаривать. При этом они несколько отвлекаются от процесса поездки и, если человек не ездит этим маршрутом регулярно, трудно сразу сообразить, где ты находишься. Неужели так сложно в процессе движения регулярно показывать следующую станцию, а на остановке - текущую?
В столице несколько сотен маршрутов автобусов/трамваев/маршруток, поэтому на больших магистральных улицах из одной точки транспорт может идти в совершенно разных направлениях. В связи с этим нередко эти направления разнесены по соседним остановкам. На УЛИЦЕ несложно пройти по этим двум-трем соседним остановкам и попасть на нужную. А вот на ПЛОЩАДИ или на 8 выходах из МЕТРО сориентироваться неместному практически невозможно. Почему бы на площади возле каждого выхода из метро и у каждой группы остановок не поставить столбик с указателями на другие группы остановок. Выходы из метро пронумеровали - замечательно. Однако забыли на разветвленных подземных выходах повесить дополнительные таблички типа "выход №3 - туды, а выход №4 - сюды". А то идешь с чемоданом вроде в нужном направлении, но вдруг оказываешься вместо выхода №5 у выхода №8 и уже не можешь сообразить, в какую сторону возвращаться. А еще есть в Москве забавная остановка "1-й Котельнический переулок" по направлению к Москворечью. Точнее, там ДВЕ остановки на расстоянии около 50 м, и автобус 784 останавливается на любой из них как бог на душу положит. С учетом разметки там автобус вообще не должен останавливаться, ибо первая полоса, выделенная сплошной линией разметки, уходит вправо (автобусу надо налево), Здесь находится павильончик остановки. Вторая остановка обозначена знаком на столбе и табличкой с номером маршрута. Здесь есть окно в разметке, позволяющее уйти на вторую полосу, выделенную уже двойной сплошной и ведущую опять-таки не влево, а прямо.
Отдельно надо сказать об информационной поддержке по телефону. В Москве мне не смогли ответить на элементарные вопросы:
- как доехать до нужного дома?
- где пересесть с одного маршрута на другой?
В то же время в Твери могут напомнить, что при поездке из точки А в точку Б есть два маршрута, которые идут с разных сторон улицы и даже сказать, успеваю ли я на пересадку на другой маршрут через 5 остановок.
В столице уже озадачились транспортной ситуацией и собираются кардинально пересмотреть маршруты. Посмотрим. Еще бы информацию наладить. А в Твери с информацией дело обстоит замечательно, но вот маршруты...