Давайте всмотримся в глубокий психологический итальянский фильм, который называется "Присутствие великолепия".
Именно всмотримся – образ внимательных глаз и образ лица, переживающего очень разные чувства, мы встречаем на протяжении всей картины: от самых первых кадров, затем россыпью сквозь весь фильм, в том числе это и кадры, когда призрак, любуется спящим Пьетро (главным героем), и самые финальные кадры фильма.
И особенно финал: лицо Пьетро, который переживает так много самых разных чувств, – и мы достаточно долго всматриваемся в его лицо, в его глаза, и ощущаем свой личный эмоциональный отклик на разнообразую палитру его глубоких чувств.
Лично мне без слёз ни разу не получилось это посмотреть 😊Даже при повторном просмотре фильма я всякий раз плачу в конце, причём у меня это светлые слёзы прощения и освобождения от гнетущих чувств вины, стыда, злости и связанного с ними бессилия, которые бывают тесно переплетены с горем утраты.
Хотя как раз весь фильм окутан лёгким остроумным юмором – и это тоже хорошо помогает проживать горе утраты в связи со смертью близких, особенно при застревании в процессе горевания – при залипании в тяжёлых непереносимых чувствах.
Я заметила по некоторым откликам, что кому-то противна "пропаганда" гомосексуализма в этом фильме, но, на мой взгляд, именно здесь вовсе не навязчивая пропаганда, а как раз даже наоборот – честный разговор о той удивительной глубине чувств, приводящей к таким странным состояниям и решениям.
Мы видим человека в смятении, в растерянности, в непонимании себя и своих потребностей: "Я и как гей не состоялся, а уж тем более как гетеросексуал"...
Например, тот же психоанализ говорит, что жизненная энергия (либидо) заряжена сексуальной энергией, поэтому она так или иначе проявляется в разных формах и на разных направлениях, и по этой причине легко спутать, например, нежность как влечение к прекрасному (вспомним название фильма!) и страстное влечение как проявление полового инстинкта.
К тому же в глубине души взаимодействие с противоположным полом нас может пугать тем, что мы во многом действительно очень даже разные, тогда как общение с тем же самым полом будто успокаивает эту тревогу: мы как будто бы одинаковые, как будто бы на одной стороне. Хотя, по сути, это уже больше напоминает то, как человек смотрится в зеркало и видит своё собственное отражение, избегая заметить разность в контакте с другим.
Но этот этап "зеркального отражения" как раз очень нужен психике – и если по какой-то причине не получилось благополучно пройти его в детстве и отрочестве, то и получается такое вот залипание, а отсюда рождается так много смятения и растерянности...
Ну а творческому человеку, да ещё желающему проявиться таким образом, чтоб стать широко известным, тем более не мудрено запутаться во всём этом и застрять. Плюс та же самая мода и пропаганда усугубляет глубину проблемы, особенно "в богемных кругах творческой элиты".
Плюс к тому же, по фильму мы видим, что и гетеросексуалам явно не легче в этой жизни: пример троюродной сестры Пьетро. Глядя на то, как она мечется от одних отношений в другие (другая крайность), у Пьетро растерянность в этих вопросах ещё больше развивается.
Но данный фильм как раз даёт возможность погрузиться в свою теневую опасную часть психики и прожить те неперевариваемые чувства, что тянулись даже из поколения в поколения (есть же исследования в психологии, доказывающие, что трансгенерационная передача стереотипов поведения может тянуться и тянуться прямо через столетия).
Психика Пьетро через бурное воображение создаёт сперва пугающие образы: поначалу призраки страшат своим присутствием.
Но если встретиться и поговорить с этой своей пугающей частью, то открывается целая вселенная удивительных нерастраченных ресурсов: постепенно призраки в фильме раскрываются с неожиданной стороны и оказываются добрыми, весёлыми, остроумными, талантливыми и готовыми щедро поделиться своим актёрским опытом, ведь Пьетро ходит на кастинги, мечтая стать известным актёром, но раз от разу не удачно.
И вот так, постепенно и неожиданно для себя Пьетро через театральную труппу актёров, погибших по причине предательства одной из актрис в 1943 году, приходит к тому, что он готов встретиться лицом к лицу с человеком, который совершил это предательство, который, в итоге, рассказал о своих чувствах, мотивах и причинах такого поступка... И как ни горестно, что смерть уже случилась, и ничего уже не вернуть, всё же жизнь продолжается, и проживание разнообразных чувств делает нас живыми, делает нас человечными – даже через века и через столетия.
Финал фильма символичен: под завораживающую музыку призраки актёрской труппы наконец увидели, как живёт современный мир (забавна и комична их живая реакция на то, как удивительно изменился мир всего за половину столетия), а затем они показывают для Пьетро в театре своё представление, которое они дарили людям в годы Второй мировой войны, помогая им пережить ужасы того времени.
Как много самых разных чувств теперь выражает лицо главного героя: Пьетро смущён, Пьетро удивлён, Пьетро огорчён, Пьетро светится от надежды и нежности. Как когда-то на кастинге, но теперь уже по-настоящему – в присутственном контакте, в присутствии великолепия!
____
Ещё мои статьи о разных фильмах:
___________
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтоб не пропустить выпуск следующих моих статей!