Найти тему
Судострой

Единственный в мире атомный контейнеровоз пока поработает в Арктике

Стала понятна причина недавнего захода в Санкт-Петербург атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Приняв на борт металлоконструкции и механизмы общим весом около 1,4 тыс. тонн, атомоход отправился в начале ноября в порт Владивосток по Северному морскому пути (СМП).

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" / Фото: Судострой
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" / Фото: Судострой

«Севморпуть» – единственное в мире действующее торговое судно с ядерной энергоустановкой. Судно построено в 1988 году на заводе «Залив» в Керчи как лихтеровоз, затем переоборудовано в лихтеровоз-контейнеровоз. Атомоход длиной 260 м, шириной 32 м и дедвейтом 34 тыс. тонн способен перевозить 1320 20-футовых контейнеров, в том числе рефрижераторных.

Погруженный в Санкт-Петербурге груз предназначен для АЭС «Руппур», которую строят структуры «Росатома» в Бангладеш. Видимо, после порта Владивосток для доставки груза будут использоваться более дешёвые в эксплуатации транспортные суда, без ледового класса и ядерной энергоустановки.

По данным судовладельца «Севморпути» – ФГУП «Атомфлот», путь из Петербурга во Владивосток займёт около 25 суток. При этом атомоход пройдёт весь СМП, включая самые сложные участки, без ледокольного обеспечения.

Впрочем, стоит отметить, что с точки зрения ледовой обстановки в Арктике сейчас далеко не самый сложный сезон. Ещё месяц назад на отдельных участках ходили сухогрузные суда типа «река-море».

Интересно, что в Санкт-Петербурге в этом году «Севморпуть» провёл несколько месяцев. На атомоходе производился ремонт гребного винта, повреждённого во время рейса в Антарктиду у берегов Африки осенью 2020 года. Из-за поломки судну пришлось идти в ближайший порт на доковый ремонт (в условиях эпидемиологических ограничений им оказался Санкт-Петербург), а груз для антарктической станции «Восток» в том году не был доставлен.

В этом году к доставке грузов в Антарктиду «Севморпуть» не привлекают. Строительные грузы и комплектующие для нового зимовочного комплекса станции «Восток» везёт караван судов под проводкой дизель-электрического ледокола «Росморпорта» «Капитан Хлебников».

Несмотря на отсутствие рейсов в Антарктику, в следующем году для «Севморпути» найдётся работа. Начиная с июня 2022 года, запланированы три круговых рейса атомохода по СМП. По крайней мере, такие планы недавно озвучили в министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Судя по всему, госкорпорация «Росатом», эксплуатирующая «Севморпуть», пытается максимально загрузить уникальный атомный лихтеровоз-контейнеровоз. Насколько это получится, скоро увидим.