"Веками философы бились над разрешением проблемы страданий" - подобные заголовки и фразы уже набили оскомину. Многочисленные исследования направленные на попытку решить и свести к общему знаменателю Бога, человека и справедливость не дают покоя, а самое потрясающее, что никто и никогда, не обнаруживает сколь-нибудь удовлетворительного ответа на этот, поистине сложнейший вопрос.
Поводов для выдвижения обвинений сколь угодно. Проблема теодицеи (добрый Бог и злой мир) во всей красе начала звучать гораздо ранее 18 века. Особенно острыми вопросы к Богу стали в христианскую эру провозгласившей - Бог есть любовь. Именно это утверждение не дает покоя тем, кто наблюдает картину обратно пропорциональную христианскому учению. Мир действительно находится во власти страданий и смерти, вопреки предполагаемой гармонии и повсеместного счастья. Особенно сильно упреки и гневные отзывы звучат в моменты катастроф, землетрясений, ураганов и других бед, уносящих сотни тысяч жизней. "Гибель невинных" - по мнению людской прокуратуры, целиком лежит на совести Творца, в силу только Ему одному известных причин и сотворившего несовершенный мир. Причем степень виновности определяют те, кто прав на это никаких не имеют. Степень вины и наказания это - вообще отдельная тема, мы же говорим о проблеме страданий, как таковой.
Несоответствие наказания и преступления волновала еще Каина: "И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; (Быт. 4:13). Причем сам Каин по всей видимости виноватым себя в убийстве брата не считал, "я сторож брату моему?" (Быт. 4:9) и спокойно продолжал копать картошечку на своем огороде (или что он там выращивал)? Мы все тут невиновны (привет из Шоушенка). С этой точки зрения, всевозможные беды выглядят по меньшей мере странными и неожиданными. Любовь Бога и землетрясение в Спитаке в 1988 году, как и множество других - вещи не сопоставимые, порождающие кучу вопросов, а в эпоху агностицизма, полярности мнений, откровенного атеизма, огня в подобных случаях хоть отбавляй.
Но господа хорошие, мы как бы не пыжились, на самом деле не найдем ответа на самый главные вопрос: кто виноват и что делать? Я, например, не помню ни одного библейского стиха, который бы хоть как- то проливал свет на данную проблему. Даже книга Иова, считающаяся самым ярким примером теодицеи, не отвечает на вопрос страданий. Интересно еще одно в связи с книгой Иова и вопросом зла и страданий. Обвинения и поиск ответов занимает в большей степени тех, кто к ним в данный момент не имеет никакого отношения. Сидя в стороне, в теплой комнате, с чашечкой отличного кофе, рассуждать о страданиях проще. Нечто подобное делали друзья Иова, на протяжении всей книги предлагающие те или иные решения. В заключительной главе Бог дает им ответ, но лучше бы они этого не слышали.
Мы не найдем ответа на вышеназванные проблемы. Повторюсь, никто и никогда не даст сколь-нибудь удовлетворительного объяснения вопросу "почему страдают невинные?"
Осмелюсь предположить, мир в котором мы живем находится во власти смерти. Нашему миру присущи определенные свойства не в силу несовершенства Творца, а в силу того, что люди выбрали другой путь развития. История Адама, Евы и дерева познания обретает более глубочайший смысл, чем привыкли считать изнеженные гуманистической философией люди. Как ни крути, смерть не щадит никого, ни верующего, не гневно отвергающего Бога-Творца.
Интересным выглядит ситуация, когда ученики спросили Христа о слепом от рождения человеке: "Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (Ин. 9:2) Потрясающим по своей глубине выглядит ответ Иисуса - "Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии." (Ин. 9:3) Даже здесь мы сталкиваемся с необъяснимой природой страданий, и Христос не собирается разъяснять ее в всей полноте, но просто исцеляет данного человека. Миру присуща смерть, страдания и боль. Мы живем в таких условиях и до определенного времени это не прекратится. Вот такой постановкой вопроса занимается Бог. Страдания прекратятся одним решающим ударом, разрубающим хитросплетения "гордиева узла" человеческих предрассудков и философии сатаны.
Книга Откровение совершенно определенно, прямым текстом, простым и понятным даже тем, кто видит потаенный смысл в лампочке, висящей над подъездом, говорит;
"И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр. 21:4)