Найти тему
vashseminar.ru

Отпуск по уходу за ребенком – всегда вопрос очень тонкий!

В ООО сотрудница, занимающая должность «Менеджер-экономист», находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. При этом сотрудница работает на условиях неполного рабочего времени на дистанционной основе (из дома). Ее рабочий день составляет 3,5 часа. ООО направило в территориальный отдел ФСС РФ письменный запрос о том, правомерно ли при таких условиях сотрудница получает пособие по уходу за ребенком?! Через некоторое время ООО получило письменный ответ, в котором указано о неправомерности получения пособия, так как сотрудница не может осуществлять фактический уход за ребенком.

Обоснован ли ответ территориального отдела ФСС РФ?

В соответствии с ч. 1 ст. 256 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 ТК РФ по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.

Согласно ч. 1 ст. 312.1. ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

-2

В соответствии с ч. 2 ст. 11.1. Федерального закона РФ от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Из приведенных норм следует, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, сотрудница может работать на условиях неполного рабочего времени на дистанционной основе. Но нужно учитывать, что сотрудница получает ежемесячное государственное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое ФСС РФ. Правомерность выплаты пособия ставится в зависимость от продолжительности рабочего дня и реального фактического ухода за ребенком. Если женщина не может осуществлять фактический уход за ребенком, то выплата пособия неправомерна.

Как указано, например, в Определении Верховного Суда РФ от 18.07.2017 №307-КГ17-1728: «… предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком. Сокращение рабочего времени менее чем на 5 минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В рассматриваемой ситуации, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника».

Сложность состоит в том, что законодательно не установлена продолжительность ежедневного рабочего дня, при которой женщина способна осуществлять фактический уход за ребенком. Казалось бы, что это актуально только для тех женщин, которые работают в офисе. То есть, если женщина работает как дистанционный работник из дома, то, находясь целый день дома, она фактически осуществляет уход за ребенком в силу своего присутствия.

-3

Однако, как следует из судебной практики, даже при дистанционной работе из дома остается актуальным продолжительность рабочего дня. При этом судебная практика неоднозначна.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2020 по Делу №А03-13771/2019 нормальным для выплаты пособия признан четырехчасовой рабочий день при работе на условиях неполного рабочего времени.

В Определении Верховного Суда РФ от 23.07.2020 №301-ЭС20-9387 сокращение рабочего дня на один час было признано неправомерным и формальным для целей выплаты пособия.

Таким образом, в каждом конкретном случае работодатель и работница по взаимной договоренности устанавливают свой вариант продолжительности рабочего дня при работе на условиях неполного рабочего времени на дистанционной основе во время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Главное, чтобы работница могла осуществлять фактический уход за ребенком.

По нашему мнению, рабочий день сотрудницы, составляющий 3,5 часа, и работа из дома на дистанционной основе являются факторами, доказывающими правомерность получения ею ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Поэтому ответ территориального отделения ФСС РФ необоснован.

ИСТОЧНИК