Найти тему
С Богом по жизни

ВЗЫЩИТЕ ГОСПОДА И БУДЕТЕ ЖИВЫ

(Читаем: Амос 5:1-27)

«Взыщите Господа — и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю!» (Ам. 5:6, 7).

Иисус в Ин. 10:10 говорит: “Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком”. Жизнь всегда от Бога. Это было так в Эдемском саду, когда Бог сотворил человека из праха и вдохнул в него дыхание жизни. Это так в Новом Завете, когда человек опускается в водную могилу крещения и восстает из нее, чтобы ходить в обновленной жизни. Это будет так и в последний великий день, когда мы предстанем пред Богом и будем воскрешены, чтобы пойти в жизнь вечную. Жизнь всегда от Бога.

Это было так и в дни Амоса. Чтобы иметь жизнь, эти неверные израильтяне должны были обратиться к Богу, а не к тому, к чему они обращались. Эта тема раскрывается в Ам. 5.

По существу, в Ам. 5 Бог говорит: “Я искал вас, а теперь вы ищите Меня. Я избрал вас, а теперь вы изберите Меня”. Израиль делал все как раз наоборот. Амос четыре раза говорит: “Ищите Бога и живите”. Они не искали Бога. Они искали нечто противоположное Богу. И потому, что они шли в неверном направлении, они погрузились чуть ли не на самое дно. Пророк показывает, в каком ужасном положении они оказались.

БОЖИЙ НАРОД ОСТАВИЛ ЕГО

Амос, указывая людям на их состояние, заводит речь о погребальной песне: “Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев” (5:1). Суть сказанного такова: “Я спою печальную, печальную песню”. Мы спрашиваем: “Что это за песня, Боже?” И в стихе 2 видим ответ: “Упала, не встанет более дева Израилева! Повержена на земле своей, и некому поднять ее”. Для описания Израиля в Ветхом Завете используются разные образы. Иногда Израиль выступает в роли невесты Бога. Этот образ у пророков встречается несколько раз. Сейчас Израиль представлен в образе девы. Термин “дева” указывает на ее чистоту: она всегда поклонялась Богу и только Богу. Теперь же все изменилось. Дева Израилева пошла вслед идолов, упала, утратила чистоту, осквернилась. “Вы носили скинию Молоха и звезду Бога вашего Ремфана — изображения, которые вы сделали для себя” (5:26). Видимо, идолопоклонство было повсеместно, и потому Бог говорит: “Ты упала, упала с высоты, на которую Я поставил тебя, упала и никогда не поднимешься снова”.

Амос пророчествовал около 750 г. до н.э. Примерно через тридцать лет от времени написания книги, в 721 г., Бог послал ассирийцев. Северное царство было уведено и перестало существовать как народ, хотя некоторые их потомки всё же вернулись. Людей увели в ассирийский плен, а позже все эти пленники перешли во владение вавилонян. Еще позже мидяне и персы сказали им: “Можете возвращаться домой”. Некоторые из тех, чьи родители были из северных племен, вернулись вместе с выходцами из южных племен. Книги, написанные после плена, содержат упоминания всех двенадцати колен. Даже в Новом Завете нередко можно прочесть, из какого колена северного царства происходит тот или иной человек. В 70 г. н.э. все архивы погибли, и теперь ни один еврей не может доказать, из какого он колена.

Насколько страшно было их духовное состояние, чтобы вызвать такой гнев? Они ходили вслед иных богов. Они всё дальше отходили от истинного Бога. Насколько низко они пали? Настолько, что так и не поднялись, по крайней мере, как народ. Они остались одни в своей земле, и некому было поднять их.

Бог просил их и учил, что делать. Наставляя их, Он давал им крупицу надежды. В главе 5 Бог обещает: “Изменитесь, и я отложу наказание, которое задумал”. В Ам. 4:12 мы читаем: “Приготовься встретить Бога твоего”. В том контексте кажется, будто Амос говорит: “Нет никакой надежды. Нет никакого шанса покаяться. Вы зашли слишком далеко. Ничто не изменит ваше положение. Приготовьтесь: Божий гнев скоро падет на вас”. Глава 5 показывает, что этот отрывок из главы 4 нельзя так рассматривать. В подобной ситуации Иеремия пророчествовал: “Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему” (Иер. 18:8). Через Амоса Бог говорит: “Вы пали так низко. Взыщите Меня — и будете живы”. Мы можем спросить: “Что такое, Боже? Ты хочешь сказать, что для этих людей все еще есть выбор — жить им или не жить?” Ответ таков: “Да! Взыщите Меня — и будете жить!” Позже, в стихе 15, Амос говорит: “Может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов”. Амос проповедует покаяние. Он говорит, что еще есть время.

Их грехи

Тем не менее, сказав это, Амос начинает перечислять их грехи: “Ибо так говорит Господь дому Израилеву: «Взыщите Меня — и будете живы. Не ищите Вефиля, и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте...»” (5:4, 5). Не исключено, что эти три разных названия говорят о трех разных вещах. Вефиль был одним из мест идолопоклонства, так как Иеровоам, отобрав у Ровоама контроль над десятью северными племенами, установил один жертвенник на севере земли, в Дане, а второй на юге, в Вефиле. Он объявил: “Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской” (3 Цар. 12:28). Вефиль и Дан стали синонимами идолопоклонства. Я считаю, что Амос пророчествовал в Вефиле. Поэтому Бог говорит в начале: “Не ищите идолов в Вефиле, а ищите Меня”.

Во-вторых, Бог говорит: “Не ходите в Галгал”. Хотя идолопоклонство, надо думать, существовало повсеместно, Галгал в связи с идолопоклонством не упоминается. Галгал больше ассоциируется с такими пророками, как Елисей и Илия. Галгал, вероятно, был известен правильным поклонением людей, чья жизнь никак не была в согласии с волей Божьей. Поэтому даже самое правильное поклонение было оскорбительно для Бога. В 5:21-23 Амос говорит: “Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песен твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать”. В звуках гуслей не было ничего плохого. Они были угодны Богу. Не было ничего плохого в их песнях. Это, наверное, были хорошие песни, хорошо исполнявшиеся. Не было ничего плохого и в их приношениях. Плохой была их жизнь, а раз жизнь их была неправильной, то и их поклонение было неугодно Богу.

Вирсавия подпадает под третью категорию. Вирсавия даже не относилась к северной области, Израилю; она была в южной части, Иудее. Она имела огромное историческое значение в связи с Авраамом, Исааком и Иаковом. Поэтому люди совершали религиозное паломничество в Вирсавию. Думается, Бог, называя Вирсавию, хочет сказать о религиозных достижениях. Представьте, что кто-то говорит: “Я молодец, потому что раз в три года совершаю паломничество в Вирсавию в память о религии отцов и великих мужей, родоначальников нашего народа”. Бог осуждает идолопоклонство, Он осуждает и поклонение, когда жизнь не соответствует истинному поклонению, а теперь Он осуждает религиозные достижения, когда человек прославляет самого себя. Все, что человек делает ради собственной славы, отдаляет его от Бога. Бог говорит: “Ищите Меня, а не то, что вы ищете. Ходя во все эти места, вы идете не в том направлении. Поверните назад, возвратитесь. Ищите Меня”.

О грехе народа Бог говорит и в стихе 7: “О вы, которые суд превращаете в отраву...” (или в Современном Переводе: “Вы, кто обратил правосудие в горечь”). И далее: “...и правду повергаете на землю”. Я полагаю, что здесь, как и в стихе 10, Бог говорит, что люди извратили саму основу Божьего образца. В стихе 10 читаем: “Они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду”. А поступать они должны были совсем наоборот. Они должны были презирать того, кто лжет, и любить того, кто говорит правду. Исаия пророчествовал вскоре после Амоса и, возможно, даже был его современником. Вот его слова в Ис. 5:20: “Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмой, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким”. Такое было в 750 г. до н.э., во времена Израиля; такое существует и сегодня. Сатана может так ввести в заблуждение некоторых людей, что они начинают называть злом то, что Бог называет добром, и наоборот, называть добром то, что Бог называет злом. В 5:7 Бог говорит, что праведность нужно возвышать, а они кидают ее на землю и топчут.

Перечень грехов народа продолжается: “Вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом” (5:11). Такое мы видим уже не впервые. В главе 2 мы читаем: “За три преступления Израиля и за четыре не пощажу его”. Затем Бог перечисляет грехи. Помните первый из них? Это было их обращение с бедняками. Бог всегда защищает бедных. В главе 4 Он очень резко обращается к некоторым женщинам, которые обижали бедных: “Телицы васанские... притесняющие бедняков” (ст. 1). В главе 8 мы видим то же самое. Несправедливое отношение человека к человеку всегда задевает Бога, особенно, когда речь идет об отношении к бедным. Для них это так просто не пройдет. Бог сказал, что Он видит их грех.

Поэтому Бог говорит, что если город выступит с тысячей, большинство из них погибнет в сражении (5:3). Только сотня — десять процентов — вернется. А если город выступит с сотней, вернутся только десять. Они не спасутся.

Последствия

В 5:8 Амос говорит, что люди забыли, кто такой Бог. И он напоминает им: “Он приносит разрушение и превращает укрепленный город в руины” (5:9; Современный Перевод). Главная мысль этих слов — Бог силен и способен карать. Они согрешили против Бога, и это им не сойдет с рук. “За три преступления и за четыре не пощажу их”, — говорит Он. Амос перечисляет некоторые из этих преступлений:

«Итак, за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите дома из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (5:11-13).

Позже Бог скажет, что Он пошлет им такое разрушение, что “на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: «Увы, увы!» — и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать, и во всех виноградниках будет плач” (5:16, 17). Бог говорит, что это случится потому, что “Я пройду среди тебя”.

Помните Исход? Бог обещал израильтянам, что спасет их. Он сказал: “Я пройду по этой земле. Я убью первенцев в каждом доме и пропущу только те дома, у которых дверные косяки и оконные рамы будут помазаны кровью. Тут Я пройду мимо. Я пройду по земле, но обойду стороной эти дома”. Израильтяне помазали двери и окна кровью и с тех пор в воспоминание об этом событии отмечали Пасху. Однако на этот раз Бог не обойдет стороной Израиль. Он пройдет “среди” Израиля, как Он прошел “среди” египтян.

В 5:18 появляются знаменитые слова о “дне Господнем”. В день Господа Бог изливал Свой гнев. Амос первым из пророков вводит это понятие и пишет о нем. Очевидно, людям было вполне знакомо это понятие, но они всегда относили его к врагу. Они всё время повторяли: “Хотим дня Господня”. Они думали, что в этот день Его гнев прольётся на Ассирию. Я так понимаю слова Амоса: “Зачем вы желаете дня Господа? На этот раз гнев падёт на вас. Не желайте его. Этот день не будет для вас приятным. Будет тьма без проблеска света”.

Изображая их бегство, Амос рисует юмористическую картину. Хотя, думаю, израильтянам это было совсем не смешно. Это будет подобно тому, как человек спасается от льва. Представьте, вот он бежит что есть мочи. Он оглядывается через плечо. Лев отстал. Но тут он заворачивает за угол и попадает в лапы медведю. Он отбивается от медведя, а дом-то уже рядом. Он одним прыжком заскакивает в дом, закрывает дверь и, еле переводя дух, опирается рукой о стену. И тут его жалит змея. Амос говорит, что так будет в день Господа. Спасения не будет. Как ни поверни, гибели не миновать. “Разве день Господень — не мрак, а свет? Он — тьма, и нет в нем сияния” (5:20). В последнем стихе этой главы говорится: “За то Я переселю вас за Дамаск — говорит Господь, Бог Саваоф — имя Ему”.

БОЖИЙ НАРОД ОСТАВИЛ ЕГО СТАНДАРТЫ

Народ отошел от Бога. Он перечисляет их грехи и говорит им, что произойдет. Свершится правосудие. Наш Бог есть Бог любви, но Он еще и Бог правосудия. Он обращается с нами милостиво, но справедливо. Он и от нас требует справедливого отношения к другим. Суровое наказание ждёт тех, “которые суд превращают в отраву и правду повергают на землю” (5:7). В стихе 10 говорится: “А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду”. Их грех состоял в отсутствии справедливости. Далее, в стихе 11, Амос показывает, как они несправедливы: “Вы попираете бедного и берете от него подарки”. Стих 12 говорит: “Вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных”. Они снова и снова поступают несправедливо. “Возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие”, — наставляет он в стихе 15. Почему Бог осуждает их поклонение? Да потому, что их жизнь расходится с Его волей.

Чего хочет Бог? Следующие известные слова объясняют, чего Он хочет: “Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток” (5:24). Бог никогда не хотел, чтобы человек поклонялся Ему не от сердца. Несправедливо, когда о Новом Завете мы говорим как о религии сердца, а о Ветхом Завете — как о совершенно внешней религии, когда люди просто могли составить список своих деяний и сказать, что они сделали все, что от них требуется. Бог никогда этого не хотел. Он всегда хотел сердца человека. Я думаю о следующем известном отрывке: “Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиреномудренно ходить пред Богом твоим” (Мих. 6:8). Эти слова перекликаются с Ам. 5:24: “Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток”. Главная идея Ам. 5 — “Ищите Бога и живите”.

Эта идея имеет двойное значение, потому что на карту была поставлена физическая жизнь людей. Ассирийская армия уже приготовилась нанести удар; Израилю предстояло погибнуть физически. Если они обратятся к Богу, то выживут. Но важнее физической жизни было их духовное благополучие, которое тоже было поставлено на карту. Народ потерял связь с Богом. Они искали не то и всё дальше уходили от Бога. Им нужно было повернуться и пойти в обратном направлении, к Нему, ибо Он там, где жизнь. Бог четыре раза призывает их искать Его — в стихах 4, 6, 14 и 15. Бог требует, чтобы люди обращались друг с другом справедливо. Он требует, чтобы их образ жизни соответствовал их поклонению. Бог хочет, чтобы все люди искали Его. Как и в те времена, если мы хотим жить, то должны искать Бога и вести такой образ жизни, какого требует Он.

БОЖИЙ НАРОД СЕГОДНЯ ДОЛЖЕН ИСКАТЬ ЕГО

Здесь мы можем почерпнуть для себя несколько уроков. Я не считаю, что правомерно отмахнуться от этого материала, сказав: “Да это же Ветхий Завет”. Любую книгу, любой стих Божьего Слова нужно рассматривать с такой позиции: “Это то, что Бог говорил тем людям того времени. Нужно воспользоваться этой информацией, чтобы определить, что Он говорит нам в нашей ситуации. Чему я могу научиться на этом примере в плане познания Божьей воли для меня?” Помимо этого, некоторые стихи просто содержат вечные истины. Такие истины — а они есть и в книге Амоса, — хотя они написаны для тех людей, можно напрямую применить к современной культуре и современной церкви.

Бог хочет, чтобы в каких-то моментах мы вели себя так же, как Он того требовал от израильтян. Он хочет, чтобы мы были справедливыми во всех делах наших. Это значит, что мы должны быть справедливыми вне церкви. Это значит, что мы должны справедливо относиться друг к другу. Справедливость! Честность! Именно этого требует Бог. Бог требует, чтобы мы жили в согласии с Его волей, а иначе Он не приемлет нашего поклонения. Мы замечательно поем там, где я поклоняюсь. У нас огромное количество руководителей пения. Мы поем необычайно возвышенные гимны. Но если наша жизнь не соответствует Божьей воле, эта музыка не приятна Богу. Он попросту не слышит ее. И хотя у нас великолепные, волнующие собрания, Бог не посещает их, если мы не живем для Него. Он не приемлет нашего поклонения, если в жизни мы не исполняем Его волю. С другой стороны, у нас могут быть вовсе не музыкальные голоса, но наше пение будет услаждать Его слух, если мы будем жить праведно, а наши голоса будут исходить из преданных Богу сердец.

Амос говорит: “Взыщите Бога — и будете жить”. Это нужно проповедовать церкви и сегодня. Последнее высказывание Амоса, немного отличное от других, особенно важно для сегодняшней церкви. По сути, он говорит: “Возненавидьте зло и возлюбите добро — вот так вы обретете жизнь”. Это созвучно Рим. 12:9: “Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру”. Через Амоса Бог сказал то же самое, что и римлянам в новозаветные времена. То же Он говорит и нам сегодня. Одна из наиболее успешных хитростей сатаны, которой он воздействует на сегодняшнюю церковь, — показывать нам что-то снова и снова. Вначале это кажется отталкивающим, отвратительным; но когда мы видим это много раз, оно начинает представляться не таким уж и плохим. Например, мы так часто видим по телевизору сцены супружеской измены, что уже ждем их, хотя вначале краснели и хотели переключить программу. Опасность в том, что мы начинаем говорить: “Это не так уж и плохо”. Опасность в том, что не успеем мы оглянуться, как это войдет и в нашу жизнь. Мы перестаем ненавидеть зло.

Одна из самых замечательных проповедей, которую я когда-либо слышал, была прочитана одним старейшиной, который в своей жизни проповедовал так много, что чувствовал себя за кафедрой как дома. Он говорил не как проповедник, а как пастырь. Он говорил о грехе. Он умолял общину и всех, кто хотел слушать его в записи, возродить в себе чувство ненависти к греху. Он говорил, что мы должны вернуться к началу и вспомнить, как ужасен грех. Затем он пошел на риск. Он начал рассказывать истории, и я подозреваю, что в его аудитории были люди, которые узнали себя в некоторых из его историй. Он рассказывал о красивых молодых парах, чья совместная жизнь рушилась, потому что один изменял другому. Он описывал, как разрывалось сердце обманутого супруга, как оставались сиротами дети. “Это сделал грех”, — говорил он. Он рассказывал, как старейшины работали с некоторыми семьями, в которых любовь к деньгам разъединила супругов, увела их от Бога и открыла их дом всякому злу, какое только можно вообразить. “Это сделал грех”, — говорил он. Этот благочестивый пастырь плакал не таясь над тем, что грех сделал с людьми, которых он знал и любил. Давайте никогда не привыкать к нашей культуре настолько, чтобы позволить телевидению вносить такие безнравственные мирские стандарты в наши сердца и не видеть, как безобразен грех.

Давайте заново учиться ненавидеть зло и давайте, ненавидя зло, любить добро. Перед нами всегда стоит этот выбор. Есть только два пути — либо Божий, либо дьявольский. Боюсь, слишком многое мы видим не в черно-белых, а в серых тонах. Нам нужно больше проблем видеть не размытыми, а четко очерченными. В некоторых особых случаях мы можем точно не знать, что правильно, пока не поговорим с кем-нибудь, не помолимся или не углубимся в изучение Библии. Пусть и тогда можно не прийти к единому мнению относительно того, как поступить, но в основании выбора сердца и преданности обязательно лежит либо наша ненависть к злу и любовь к Богу, либо любовь к злу и нелюбовь к Богу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Послушайте древнего пророка, который обращался не только к десяти северным коленам непосредственно перед тем, как Бог отказался от них и послал на них ассирийцев. Послушайте Амоса, возвещающего Божью волю людям всех времен. Он говорит: “Взыщите Бога — и будете жить”. Жизнь начинается тогда, когда мы приходим к Богу, мертвые во грехе, погребаемся с Христом в крещении и затем воскресаем для новой жизни. Потом мы ходим Его путем, поклоняемся Ему, и наше поклонение Ему угодно и приятно. Мы угодны Богу не потому, что аккуратно исполняем все, что положено, на богослужениях, что у нас красивые голоса и лучший в мире руководитель пения, а потому, что наши жизни и сердца принадлежат Богу. Мы относимся друг к другу со справедливостью. Мы ищем Бога. Мы имеем жизнь, и имеем в избытке.

В Судный день, после того как все люди разместятся либо по правую, либо по левую руку от Бога, находящиеся слева пойдут в вечные муки, а праведные отправятся в вечную жизнь. Если у вас не такая жизнь, придите к Христу. Ищите Бога. Живите! Живите сейчас! Живите вечно!

#пророк #пророки #ветхий завет #библия #христианство #религия