Разбираемся с ювелирным экспертом Надей Менделевич и дизайнером Антониной Пауло
По оценкам исследователей, к 2025 году ювелирная промышленность должна была достигнуть 480,5 миллиардов долларов. Но это до внезапной вспышки коронавируса — за прошедший год ювелирная отрасль столкнулась с серьезной долей проблем из-за закрытия тысяч магазинов, выставок и мероприятий. Зато за этот период резко вырос уровень креатива ювелирных дизайнеров и их коллекций. Так, например, устойчивое развитие прочно вошло в повестку, и мастера наконец взяли на себя ответственность за поиск поставщиков, материалов и камней.
Генеральный директор Pandora заявил, что бренд, использующий сотни тонн серебра в год для своих знаменитых шармов, собирается полностью перейти к переработанным драгметаллам уже к 2025 году. А исполнительный директор Bvlgari уверяет, что погоня за максимальной прибылью не мешает вести себя ответственно в самых разных проявлениях деятельности — будь то поиск этичных поставщиков или отказ от пластика на производстве и в магазинах. Компания De Beers в это время активно разрабатывает технологию блокчейна, которая отслеживает путь камней от рудника до рынка, а также поддерживает этичную мелкомасштабную добычу. Казалось бы, мы на верном пути.
Надя Менделевич, создатель ювелирного ателье Mendelevich, куратор частных ювелирных собраний, геммолог, уверена, что тренд на устойчивость в мире ювелирных украшений в текущем культурном дрейфе зародился вместе с хиппи. «Традиции невредной для природы добычи сокровищ были в разное время почти у всех культур, они довольно глубоко сидят в коллективном бессознательном человека, поэтому и развиваются сейчас в техногенном мире». Но не все так радужно, как может показаться.
Надя добавляет: «Если честно, очень много золота и камней используются вторично уже давно. Сейчас из этого многие сделали фишку и новую идею. Представим парижскую или флорентийскую мастерскую, которая делает подряды для больших марок с Вандомской площади. Более 50 процентов их золота уже было в изделиях. А теперь перенесемся в московское ювелирное ателье с выдачей в 50 изделий в месяц — более 80 процентов золота, скорее всего, уже было в изделиях. «Неэтичное» свежедобытое золото пополнит рынок и просто придет к экологично-модной ювелирной марке после того, как несколько лет проведет в простом кольце, которое пройдет путь от магазина до скупки, а после них вдруг станет «экологичным».
Но как в таком случае проверить, что действительно является устойчивым, а что только умело под это понятие маскируется? Надя Менделевич отмечает, что юристы советуют обзавестись подтверждающими сертификатами, если хочешь делать акцент на этичности. «Чтобы использовать это как классный кейс, надо построить новые структуры для смыслов и систему трейсинга материала, которая понравится юристам, просматривающих рекламную коммуникацию бренда. Ведь чаще всего вторично использованное золото — всего лишь имиджевый пузырь, который паразитирует на реальных попытках сделать менее токсичной во всех смыслах добычу золота», — говорит наш эксперт.
Это подтверждают и слова Лорана Картье, старшего геммолога Швейцарского геммологического института, о том, что любому осознанному покупателю главное — выйти за рамки маркетинговых заявлений и потребовать достоверных цифр, подтверждающих их. «Если люди собираются использовать такие термины, как устойчивость или ответственность, они должны подтверждать благоприятное влияние, которое оказывают их методы». Картье приводит в качестве примера небольшую семейную ферму по выращиванию жемчуга на Таити Kamoka Pearls, которая сочетает в себе устойчивые методы ведения сельского хозяйства с прямыми продажами, приносящими пользу не только качеству жемчуга, но также местной экономике и окружающей морской среде.
Один из таких независимых устойчивых брендов мы нашли в инстаграме и решили узнать о процессе создания украшений лично у его основателя. Польский дизайнер Антонина Пауло создала собственную марку Antonina Poppy, вдохновляясь итальянской модой и своими славянскими корнями. После учебы в Академии изящных искусств в Варшаве и Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме, а также стажировок в модных Домах, от Alexander Wang до Iris van Herpen, Антонина начала создавать свои первые коллекции под впечатлением от народных ремесел Восточной Европы и своего опыта работы с итальянским брендом Vivetta во Флоренции. Так на свет появились украшения ручной работы, состоящие из винтажного жемчуга, переработанного металла и крестов.
«В процессе создания мы используем винтажные цепочки и застежки, старый жемчуг разных оттенков и переработанный металл. Кресты — отдельная история, вдохновленная традиционными славянскими украшениями, — они стали визитной карточкой моего бренда. Еще в университете, постоянно работая над огромным количеством коллекций, мне пришлось купить много крестиков. Спустя годы, когда я начала экспериментировать с созданием украшений, вся неиспользованная фурнитура здорово пригодилась мне в студии и стала основой для моих первых ожерелий. Следующим шагом стало использование переработанного металла для выплавки крестов новой формы. Думаю, эта история показывает, как далеко мы с моим молодым брендом продвинулись всего за несколько лет, сохраняя при этом свое стремление к устойчивости и экологичности».
Уникальное украшение, собранное буквально по крупицам вручную и не имеющее аналогов — вот что действительно дает ощущение эксклюзивности и, вероятно, является одной из главных причин роста популярности устойчивых марок. Антонина эту гипотезу подтверждает: «Мои украшения экологичные, бесполые и уникальные. А некоторые ожерелья и серьги существуют только в двух или трех экземплярах, они собраны вручную в мастерской Antonina Poppy. Такой подход очень интимный, и из него складывается поистине красивая история — от получения винтажного жемчуга до сборки изделия вручную и дальнейшей доставки на другой конец света человеку, который разделяет те же ценности и эстетику. Мы также предлагаем пожизненный ремонт и гарантию, потому что хотим, чтобы продукт прослужил дольше».
Это стремление сделать свои украшения вечными дизайнер пронесла с собой из детства: «Помню, у бабушки была бархатная шкатулка с драгоценностями. Я всегда была очарована сокровищами, передаваемыми из поколения в поколение — ожерелья из балтийского янтаря, нити жемчуга, серьги с бриллиантами. Разве это можно сравнить с тем, как мы сегодня идем в магазин за обручами, а когда они теряют цвет, тут же покупаем новые?»
Говоря о самих ожерельях, в которые невозможно не влюбиться, и вдохновении, Антонина Пауло всегда обращается к своим корням и детским воспоминаниям. «Иногда я думаю о Мадонне в 1990-е, а иногда о славянской девушке, живущей в горах. Я увлечена неизведанными и загадочными уголками Восточной Европы и широким спектром славянских ремесел и народного искусства. Что касается России, она всегда казалась мне очень загадочной и культурно близкой. Не знаю почему, но эта страна мне представляется женственной, как сильная славянская богиня. Порцию вдохновения для жемчужных ожерелий в свое время я получила из красивой танцевальной сцены «Русского ковчега» Сокурова. Планирую побывать у вас, чтобы изучить архивы музеев и в перспективе выйти на российский рынок».
Чтобы быть еще экологичнее, не переводить материалы понапрасну и не забивать склады впрок, марка изготавливает всю продукцию индивидуально под заказ и действительно прислушивается к клиентам — например, вы можете самостоятельно выбрать оттенок, длину и цвет кулона, написав на почту студии. Такой подход дорогого стоит, а главное, он действительно честный это позволяют пока еще небольшие масштабы производства. Сама Антонина уверена, что установка на экологичность касается всех областей, и не только ювелирных изделий. «Мы должны ответить на ключевые вопросы, касающиеся ответственной, устойчивой и адаптивной моды, естественной красоты, органической косметики и многого другого». Что, как не этот посыл, стоит поддерживать во имя светлого будущего?