Сегодня о царствовании от Василия четвёртого Ивановича Шуйского - до царствования Федора Алексеевича Романова. Поступаю по принципу: узнал сам, поделись со всеми! Из открытых источников.
И, немного о тёмных силах, помогавших... - а потом сгубивших, - многих правителей и гениев на Земле...
Часть вторая. "Последним Рюриковичем во главе страны стал Василий Шуйский, правивший в 1606—1610 годах".
Материал использован по книге: «Энциклопедия царей и императоров».
От автора публикации: ...Какой-то частью нашего сознания пользуются"тёмные силы". Мы думаем- это фантазии, но это "НЕ ТАК?!.". На примере князя Василия Шуйского -последнего "свободно выкликанного народом на царство". Его "помощником был "чёрный человек". Сущность, являющуюся в образе «Черного человека», иногда называют чертом, падшим ангелом (смотреть: Пушкин, Есенин, Врубель...). Задача этой сущности снизить значимость личности гения, ввести в заблуждение, сократить его жизнь, совершить с ним сделку. Эта сущность неминуемо преследует того, кто влияет на умы людей, и уничтожит того, кто будет сопротивляться ей.
Царь Василий Четвёртый был выдан боярами полякам и он умер в застенках... Красавицу жену Марию отправили в монастырь.
"Ещё при царе Фёдоре князь Василий Шуйский получил сан боярина. Он не блистал ратными успехами, не имел влияния на государя, как муж совета. Он был в тени других представителей его рода, более мудрых и талантливых.
Сразу же после смерти отца Бориса, Василий клятвенно уверял волновавшийся народ в самозванце Лжедмитрия, но убедившись в непорочности Годуновых, стал активно распространять слухи о счастливом спасении царевича, а 1 июня 1605 года прилюдно заявил, что в Угличе вместо Дмитрия был убит сын попа и что к Москве идёт не Лжедмитрий, а истинный сын Ивана Грозного. В тот же день царь Фёдор Борисович Годунов был свергнут, и Москва признала Дмитрия.
Князь Василий с помощью братьев принялся замышлять заговор против нового царя, признанию которого сам так способствовал. Но Шуйские очень спешили и не были достаточно осторожны. Заговор раскрылся, и 30 июня князь Василий был назван главным зачинщиком и приговорён Собором к смертной казни. К удивлению приближённых, царь даровал ему жизнь, заменив казнь ссылкой. Вскоре братья Шуйские были прощены царём. Им разрешили вернуться в Москву.
Как ни странно князь Василий после всего случившегося стал пользоваться особым расположением Самозванца: получил от него разрешение жениться; сопровождал его на тайные смотрины своей невесты при въезде в столицу; на царской свадьбе ему была доверена почётная обязанность тысяцкого. (исправно выполнявший возложенные на него обязанности.
По истечению срока службы, он получал почётное звание старого тысяцкого). Но, несмотря на благоволение к нему монарха, Шуйский, вернувшись в Москву, приступил к осуществлению нового заговора. В итоге 17 мая 1606 года Самозванец был убит.
Шуйский был среди всех бояр знатнейшим по роду и стал главным претендентом на опустевший престол. «Выкрикнутый» своими единомышленниками в толпе, собравшейся 19 мая для обсуждения дел, Шуйский поспешил, не дожидаясь всенародного избрания, взять в руки власть. Ещё не было погребено тело Лжедмитрия, а услужливыми друзьями спешно была начата в Успенском соборе присяга царю Василию. Новый царь хорошо понимал, что трон под ним стоит шатко и непрочно. Нелюбимый народом Шуйский принялся укреплять своё положение.
Митрополит Филарет, Нагие ( родственники последней супруги Грозного) и другие отправились в Углич, чтобы перенести в Москву останки царевича Дмитрия, который теперь тем же Шуйским был объявлен убитым пособниками Бориса. Дмитрий, как мученик, был причислен к лику святых. Новый царь при вступлении на престол 1 июня 1606 года целовал крест и обещал, что будет судить всех по правде, не станет слушать доносы, и никого не будет предавать смерти, не посоветовавшись с боярами. Но и после этого среди бояр Шуйскому не удалось найти опоры.
Князь Василий Голицын сам мечтал о престоле, а некоторые видели царём князя Мстиславского. Митрополит Филарет возглавлял Романовскую группу. Шуйский боялся его и удалил обратно в Ростов. На патриарший престол был поставлен митрополит Казанский Гермоген. Многие другие бояре тоже внушали царю подозрение. Даже посол Василия в Польше говорил тайком, что бояре недовольны своим царём и хотели бы видеть на его месте Владислава, сына польского короля, или самого Сигизмунда. Для народа Лжедмитрий оставался законным российским государем. Незаконное восшествие Шуйского на престол вело к новым смутам. Король Сигизмунд собирался объявить войну, чтобы отомстить за убитых в Москве поляков. В мае, июне и июле в Москве то и дело возникали народные волнения такой силы, что иногда кремлёвские войска даже приводили в боевую готовность. Серьёзную опасность представляло движение в Северской Украине, где князь Григорий Шаховской сеял смуту и уверял всех в чудесном спасении Лжедмитрия.
Возглавил восстание бывший холоп, отчаянный смельчак Иван Болотников. В своих «воровских листках» он призывал холопов, крестьян и казаков уходить от господ, избивать бояр и богачей. Силы мятежников день ото дня росли. Они с двух сторон подходили к Москве. Город за городом присоединялся к восставшим , а царские отряды терпели неудачу за неудачей. В октябре в осаде оказалась столица. В некоторых городах уже провозгласили царём ещё явившегося народу Дмитрия.
Столица не была взята. Болотников укрылся в Калуге, где его осадил с большим войском Мстиславский. Шереметева послали усмирять Астрахань. Одновременно Василий решился воздействовать на сердца и души подданных с помощью религии. В феврале 1607года в Успенском соборе приглашённый специально бывший патриарх Иов убеждал народ прекратить вражду и раздоры и верно служить недавно избранному царю. Между тем удача оставила Шуйского. Он потерпел поражение и под Астраханью и под Калугой.
Болотников перебрался в Тулу. Летом этот город с огромным войском осадил сам царь. Мятежный край был предан разграблению. Осаждённые отчаянно защищались и сдались только после затопления города запруженной рекой Упой. Болотникова утопили в Каргополе. С остальными участниками восстания расправились жесточайшим образом.
За полгода до этого в Стародубе появился новый Лжедмитрий, а вместе с ним поднялись Новые, ещё более могучие силы народного движения против царя Василия. У Самозванца было мало искренних друзей, почти никто не верил в истинность его царского происхождения, но имя царевича Дмитрия объединяло всех противников Шуйского.
К новому Лжедмитрию стекались остатки армии Болотникова, донские и днепровские казаки и все недовольные государем Шуйским. В октябре Самозванец был уже в Епифании, но узнав о сдаче Тулы, укрылся в Орле, откуда начал своё новое наступление весной 1608 года. Под Болховом он разбил войско воеводы Шуйского, а в июле был уже под Москвой и встал лагерем в селе Тушино, где вскоре им было организованно настоящее правительство со своей Думой.
Многочисленные отряды самозванца перекрыли ведущие в Москву пути и затруднили таким образом доставку продовольствия в Москву. Они также осадили Троице- Сергиев монастырь и разослали послов по всей России, приводя города, и селения к присяге на имя Дмитрий.
Положение Шуйского становилось критическим, несмотря на собранные в Москве значительные военные силы.
В довершение всего поляки также не желали покидать Россию и сражались на стороне Самозванца. Отпущенная из плена Марина Мнишек, коронованная и венчанная царица, попав в Тушино, признала в Тушинском воре (так называли нового Самозванца) своего мужа, будто бы спасшегося от гибели 17 мая.
Эти обстоятельства заставили царя, чтобы удержаться на престоле и прекратить смуту, обратиться за помощью к шведскому королю, который ещё с 1606 года настойчиво предлагал её. Князь Михаил Васильевич Скопион-Шуйский 28 февраля 1609 года в Выборге подписал договор об оборонительном союзе Москвы со Швецией против Польши. Уступив Корелу с уездом и отказавшись от прав на Ливонию, Шуйский получил несколько тысяч наёмников. С их помощью с собранными в Новгороде служивыми людьми Скопин- Шуйский приступил весной к уничтожению тушинцев. Из города в город он шёл к Москве, но вынужден был остановиться в Твери, так как шведский отряд, не получая жалованья, отказался идти дальше.
Между тем с конца 1608 года началось самостоятельное народное движение, и не столько за Шуйского, сколько против Самозванца, в защиту порядка и имущества. Поднялся народ в Заволжье, и борьба против тушинцев началась и на Средней Волге, и на Оке.
К концу 1609 года усилиями всех отрядов тушинцы были выбиты из северной части Подмосковья. Войска Скопина- Шуйского и Шереметева соединились в Александровской слободе.
Отсюда два отряда были посланы в помощь Троицкому монастырю. Осаждённые с новыми силами нанесли удар полякам, и 12 января 1610 года осада монастыря была снята.
В Москве в это время было очень тревожно. Царю никто не сочувствовал, а в осаде с ним были только потому, что боялись поражения от Тушина.
Недовольные царём продолжали уезжать к Вору, но были и такие, которые переходили то на одну, то на другую сторону и старались получить выгоду от обоих правительств.
По России прокатилась волна бунтов из-за повышения цен на хлеб и интриг в правительстве. Шли слухи о скором цареубийстве, назывались разные сроки. Сигизмунд был очень недоволен союзом Шуйского со шведами. Он решил воспользоваться смутой и захватить часть русских земель, а если получится, то и занять российский престол. В сентябре осадой Смоленска он начал военные действия против Шуйского. В Тушино к полякам явились послы от короля с предложением оставить Самозванца и поступить на службу к Сигизмунду.
Вор испугался начавшихся переговоров и бежал в Калугу. За ним потянулись казаки и некоторые из его «бояр», а в феврале приехала Марина Мнишек. Оставшись без монарха, русские тушинцы во главе с патриархом Филаретом и Михаилом Салтыковым решили просить у Сигизмунда согласия посадить его сына Владислава на московский престол. 4 февраля под Смоленском были подписаны условия, на которых Сигизмунд согласился на царствование в Москве Владислава. К началу марта 1610 года большинство поляков поступили в королевское войско, а остальные подожгли опустевший лагерь и ушли на запад.
Москва освободилась от осады и 12 марта радостно встретила Скопина- Шуйского, как освободителя, от которого ждали дальнейших подвигов во славу отечества. Некоторые бояре даже предлагали ему взойти на престол, но неожиданная смерть Скопина лишила Шуйского последней опоры.
В Москве к его прежним врагам прибавился Филарет Романов. Кроме того, Ляпунов, один из бывших сторонников Самозванца, решил возвести на престол князя Голицына, и поднял настоящее восстание.
Тяжёлым поражением царских войск закончилась 24 июня Клушинская битва с польским гетманом Жолкевским. Она решила судьбу Василия Шуйского. С юга придвинулись отряды Вора, а с запада наступал Жолкевский. Москвичи не хотели бороться за нелюбимого Василия. Собравшаяся 17 июля толпа во главе с Захарием Ляпуновым низложили царя. На другой день под насмешками тушинцев, предлагавших теперь в цари Москве своего Дмитрия, некоторые бояре стали думать о возвращении престола Шуйскому.
В это время к Москве подошёл гетман Жолкевский и потребовал выдачи Шуйского вместе с братьями. Он хорошо понимал, что для Владислава присутствие в Москве Шуйского очень опасно. Но согласия Жолкевский не получил, он лишь добился, чтобы братьев Шуйских перевели в другие монастыри. Так, Василий был помещён в Иосифо-Волоколамский монастырь, а его братья – в крепость Белую.
Уходя из России, Жолкевский всех взял с собой и 31 октября представил под Смоленском Сигизмунду, как военнопленных. Шуйские были отправлены в Польшу и заключены в Густынский замок, где бывший царь и умер 12 сентября 1612 года.
В 1620 году Сигизмунд торжественно перенёс его гроб в Варшаву, в специально построенный мавзолей. Лишь в 1635году останки царя Василия четвёртого были возвращены в Россию и погребены в Архангельском соборе". Источник здесь.
Продолжение следует. Часть третья. "Междуцарствие (1610-1613)".
Спасибо, что читаете меня. Если понравилось или задумались, поставьте – ЛАЙК ! Вам несложно, а проекту – стимул и дальнейшее развитие.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен. Комментируйте. Удачи в делах и побольше адекватных людей вокруг !