В главных городах страны население мобилизуется для противостояния путчистам и для возвращения гражданского правительства. Премьер-министра удерживают в его резиденции. Генералы говорят о курсе «нормализации отношений с Израилем», а международное сообщество молчит. 30 октября в Хартуме прошла многотысячная манифестация, с участием коммунистов и профсоюзов.
Утром 25 октября было объявлено о государственном перевороте в Судане. Вследствие этого тысячи людей вышли на улицы, выступить против предательства военных, в частности генерала Абделя аль-Бурхана. Люди выступают с требованиями защиты демократии, несмотря на подавление. Уже в результате которого уже погибли десять человек, и ранены и арестованы сотни других. Чтобы рассеять толпу, войска стреляют боевыми пулями. По информации «Юманите», большой день мобилизации запланирован на 30 октября. Это настоящее движение сопротивления. К гражданскому неповиновению призвали множество организаций. Среди них Коммунистическая партия Судана, профсоюзы железнодорожников и работников банка, а также Союз суданских инженеров. Госпереворот в Судане: молчание международного сообщества.
МВФ ждёт выгоды
В последние недели все понимали, что армия планирует вернуть себе контроль над страной. Неудавшийся в сентябре госпереворот был всего лишь репетицией. С тех пор напряжённость только росла. Страна разделилась по прежним линиям раскола: исламисты-консерваторы, поддерживающие военное правительство, и противостоящее ему гражданское общество, свергнувшее Омара аль-Башира в апреле 2019 года. Однако экономическая политика премьер-министра Абдаллы Хамдука также жёстко критиковалась. В первую очередь за зависимость от Международного валютного фонда (МВФ). Так, договор с МВФ настаивает на необходимости «уменьшить роль государства в экономике и мобилизовать частных инвесторов». В нём также подчёркивается необходимость стратегии «для определения могущих быть приватизированными» государственных предприятий.
Не удивительно, что МВФ предостерегает от «преждевременно» принятия решения в отношении Судана сразу после госпереворота. Международное сообщество с ним согласно. Оно не поспешило осудить путч. Его позиция вязка, как часы на картине Дали. Да, Африканский союз приостановил членство в нём Судана. А США объявили о «паузе» (а не о прекращении) помощи в 700 миллионов долларов Хартуму. Зато Совет безопасности ООН высказал простую «озабоченность».
Политический курс, устраивающий США
Возглавлявший Переходный Военный Совет – высший орган власти переходного времени – генерал Абдель аль-Бурхан часто заявлял, что уступит власть только избранному правительству. Это прямо указывало, что генералы могут и не придерживаться принятого плана передать управление гражданскому лицу в ноябре. В своём конфликте с гражданским правительством армия была воодушевлена поддержкой племён. Те несколько недель блокировали главный порт страны на Красном море. Двое главных военных Судана, аль-Бурхан и его заместитель, генерал Мохамед Хамдан Дагало, также имеют тесные связи с Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ. Эти две страны с 25 октября так и не высказали официальную позицию по происходящему.
Однако накануне госпереворота американский посланник по странам Африканского Рога (Сомали, Эфиопия, Эритрея и Джибути) Джеффри Фелтман попытался сблизить позиции с новым правительством. Почему и как генералы пошли до конца в своих планах? На этот вопрос пока нет ответа. Арестованный в первые часы путча Абдалла Хамдук заключён в своей резиденции. Аэропорт Хартума возобновил работу. А главное, в своей первой речи 26 октября генерал аль-Бурхан подтвердил поддержку курса на «нормализацию отношений с Израилем». Поэтому США не о чем беспокоиться.