Борьба с безнравственностью нынче в новостной повестке каждого дня....
Бастрыкин даже на конференции выступил – ее участники решили провести научный (это слово я бы подчеркнула, да редактор не позволяет) анализ данной категории. Науку решили в помощь звать..
Цитирую генерала: «У представителей современной молодежи размыты нравственные ориентиры, традиционные ценности, наблюдается полное равнодушие к проблемам близких». А знаете, что указывается в докладе причиной: «Отдельные ресурсы в интернете, социальных сетях, являются источниками насилия и деструктивизма для молодежи».
И главное, что он говорит: «Если закон перестает опираться на нравственные ориентиры, он перестает быть легитимным». Для кого закон сегодня легитимен? Для молодежи нет, это мы уже поняли. Для людей с лосями в багажнике? Для силовиков в колониях? Для тех, кто ворует?
Нравственность не воспитывается штрафами. И судами. Она либо есть, либо ее нет.
Человек, сидящий в интернете, будет искать информацию, исходя из своих нравственных принципов. Он будет также брать чужое и нарушать закон, исходя из нравственных принципов. И ему все равно, что там в законе написано. У нас и в Конституции ведь тоже много чего написано, так ведь?
Одумались, встрепенулись… 20 лет государство строили, а оказалось, что люди-то в нем безнравственные. Кто виноват?
Исследование одно было интересное. И годов ему уже аж 193. В 1829 году молодой чиновник юстиции Андре-Мишель Геррии в соавторстве с картографом Адриано Бальби публикует карты-атласы.
На картах были обозначены районы: на первой – районы Франции с избиениями и убийствами, на второй - география воровства. Где больше преступлений – там темнее штриховка. А на третьей карте – те же районы, но только со штриховкой густоты сети школ и других учебных заведений. Любой, кто разглядывал эти карты, мог убедиться, что уровень преступности обратно пропорционален уровню образования населения.
Но времена меняются. Современная школа уже давно не использует розги и чтение Библии как инструмент воспитания, как это было во времена вышеуказанного картографа. И потому винить школу в том, что она «недовоспитала» сегодня глупо. Школа дает образование, не воспитание.
Образование уже давно не стало маркером нравственности. Профессор Соколовский, тому пример (которого судили недавно). А у него ведь награды французские, степени там всякие… Можно быть необразованным, но воспитанным. А можно быть "образованной и тихой твар.ю" - гениально и не мной сказано.
Галина Родионова в статье «Размышление. Куда идет образование» пишет: «Культуре научить невозможно. Бескультурью можно… Личностью делают человека не словесные увещевания родителей и школьных учителей о необходимости быть хорошими людьми. В школе делать молодого человека личностью уже поздно...»
Вот мы и подошли к корню всех проблем – российская семья. И дети-дошкольники в этих семьях.
На чем зиждятся нравственные основы российской семьи? На религии ли, как у американцев и европейцев? У тех католическая мораль основа процветания. Бог ждет от вас труда – говорит им церковь.
Религия для российских семей не основа. 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности церкви (ФОМ от 28 октября 2018). Так мало того, 30% православных полагают что Бога и вовсе нет. А сам патриарх Кирилл моральный авторитет только для 1% россиян.
Нравственные основы я решила искать в социально-экономическом и культурном поле российской семьи.
Семьи с детьми у нас, согласно статистике, самая нищая категория. На них, несмотря на все старания властей улучшить демографию, приходится 81% от всех малоимущих семей (данные Росстата). Причем чем больше детей, тем хуже. Сопоставимые финансовые сложности разве что у одиноких пенсионеров.
Почти две трети молодых семей (64%) в России во втором квартале 2020 года могли позволить себе только покупку еды и одежды, но не товаров длительного пользования.
Заботы о деньгах, утомительный ритм жизни неизбежно снижают интенсивность внутрисемейного общения. Появились у нас на этой почве и так называемые «кибервдовы» - женщины, чьи мужья предпочитают проводить время в виртуальном пространстве. Воспитание детей часто полностью лежит на женщинах (смотрите любой опрос на эту тему).
Вот мы и подошли к главной «виновнице» российской безнравственности – женщине-матери. Каков ее среднестатистический портрет?
Здесь мне попалась весьма интересное исследование Сергея Антонова, опубликованное в «Тинькофф журнале» - «Портрет типичной россиянки» от осени 2019 года.
Цитирую результаты исследования с сокращениями. И смешно, и страшно.
"Среднестатистическую жительницу России зовут Елена (Александровна - если предположить, что Елена родилась, когда ее отцу было около 20 лет – тогда это было самое популярное имя).
У нашей героини со здоровьем не все в порядке. По данным Росстата, только 40% женщин в стране оценивают свое состояние здоровья как «хорошее» или «очень хорошее». Вероятно, из-за того, что здоровый образ жизни Елена не ведет: по статистике, таких россиян всего 12%.
Скорее всего, умрет Елена от проблем с сердцем: ишемическая болезнь - самая частая причина смерти россиянок.
Елена живет с мужем и ребенком. В семье одна машина на всех. У неё среднее специальное образование: она закончила ПТУ или техникум. Работает продавцом: это самая популярная женская профессия в России.
Среднестатистическая Елена Александровна живет только на зарплату. Большую часть денег она тратит в течение месяца — отложить удается около 5% от доходов.
Расписание типичного буднего дня Елены:
Елена, как и больше половины россиян, употребляет алкоголь. В среднем, если верить ВОЗ, еженедельно типичная пьющая россиянка выпивает пару бутылок вина — или что-то эквивалентное.
Чаще всего, по данным Росстата, в интернете Елена общается в соцсетях – около 3 часов в сутки.
В театр и музеи она не ходит, в зарубежные поездки не ездит – выезжает иногда на природу или другой регион.
Елена считает себя патриотом - гордится своей страной и ее государственными символами. Но, если цвета флага может без проблем назвать в правильном порядке и про двуглавого орла на гербе помнит, то с гимном сложнее: даже первую строчку не напоет.
В целом жизнью в России Елена Александровна довольна, но за два с половиной года она стала меньше одобрять работу власти.
Несмотря на то, что стрессовых ситуаций у нее в последние годы практически не случалось, назвать себя на сто процентов счастливой она не может".
Так что, уважаемые любители штрафов за безнравственность и писатели разных госпрограмм по воспитанию, все вопросы к ней – Елене Александровне: почему она не занимается полноценным воспитанием детей…