Большинство сказок рассказывают о таком популярном термине как soft skils (мягких навыках).
Отдалённо и интуитивно мы с детства знаем об их необходимости в жизни. Предлагаю разобрать градацию двух направлений навыков, которые стали активно использоваться в мире с начала 2000-х годов.
Английские термины вошли прочно уже даже в повседневную лексику многих из нас. Я узнаю новые слова от детей и нахожу это интересным. Но даже мои старшие дети иногда ворчат, пытаясь разобраться в лексике ровесников младшего сына. Поэтому дальше я буду использовать перевод на русский.
Почти любая история про принцесс рассказывает о том, что в самой сложной ситуации проще всего работать в команде, а хорошее отношение, выстроенное заранее — залог помощи даже от незнакомцев. У Золушки были мышки, у Белоснежки — лесные жители и гномы, то же самое встречается в сказках «Гуси-лебеди», «Ореховый прутик», «Алладин».
Мягкие навыки начинают развиваться с рождения, их проще объяснять на бытовых процессах, и они ценятся при подборе сотрудников на работу или при создании своего дела.
К мягким навыкам относятся:
1. Креативность
Способность видеть ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения, проявлять творчество в любых сферах жизни.
Мы устраиваем дома мозговые штурмы по поводу и без. Если есть время, то садимся и решаем необычным способом даже бытовые процессы и учебные.
- Так дома появилась мастерская по росписи старых или внепланово пострадавших вещей.
- Есть упражнение «кухонный шкаф»: его периодически проходят все дети в нашей семье. Во время генеральной уборки всё вытаскивается из всех шкафов на кухне, и потом один из детей руководит выкладкой. Суть же в том, чтобы суметь обосновать свою позицию. А я рассказываю, почему они стояли раньше не там. Иногда сходимся на оптимизации детей, а иногда они понимают, почему система «до» была эффективнее. Ведь кухня — это то пространство, где чаще всего бывают все члены семьи и все ей пользуются.
- Пока дети учатся в школе, можно развивать креативность на поделках. Лучше, когда дети делают их сами или активно участвуют в родительской помощи.
- Участие в выставках современного искусства: мы ходим на них, специально не читаем описание и пробуем додумать, а уже после сравниваем своё мнение с автором.
2. Умение работать в команде и убеждать
Тут важно уметь работать со своими друзьями и уметь выстроить работу в незнакомом коллективе.
- Умение убеждать легко отточить, постоянно выступая. Прошёл урок — составь свой ТОП самого полезного из него и докажи, что это самое необходимое.
- Очень сплачивает, когда за скучной деятельностью маячит что-то приятное и интересное. Главное в команде — чётко разделить деятельность, чтобы каждый понимал свои функции. Поэтому я очень радуюсь, когда в классах или дома есть деление на разные должности: казначей, ответственный за еду, ответственный за рассылку новостей, создатель контента (да, у нас даже дома есть такие) и т. д. Чем больше, тем интереснее. А ещё эти должности хорошо менять каждый год, тогда за время обучения все смогут побыть в разных ролях.
3. Способность импровизировать и адаптироваться
Мало тут приятного. Дети не любят такие практики, но выкручиваются хорошо. Любое задание и ограничение в ресурсах — хороший тренажёр: поход, но с ограниченным бюджетом на провизию, внезапное участие в конкурсах и т. д.
В наше время ещё и освоение технологий — ключевой фактор в адаптации, поэтому различные программы, социальные платформы и гаджеты важны, как и умение ими эффективно пользоваться. И без примера на себе — никак. Так я, по совету детей, освоила рилсы в инстаграме и уже даже получила свой первый миллион просмотров.
4. Способность оценивать свои эмоции и причину их возникновения
Об эмоциональном интеллекте сейчас многие говорят, и я думаю, что это хорошая тенденция.
Что для нас в семье значит эмоциональный интеллект: злиться, нервничать, расстраиваться, беспокоиться — плохие эмоции, как и хорошие, должны быть.
Тут главное — не отвечать на откровенность фразами:
— Это не так.
— Тебе кажется.
— У тебя не может быть проблем.
— Это ерунда.
Я не делала так с первыми детьми, ещё не знала, но интуитивно рассказывала им свои ситуации и что я чувствую. Всё переросло в то, что они не боялись делиться со мной потом.
А уже с остальными мы прям специально садились разбираться что/как/почему. Зачем? Потом ребёнок точно понимает свои эмоции и видит ситуации, где нужно уметь держать себя в руках, чтобы получить желаемое.
Итак, сравним софт скилс и хард скилс
Жёсткие / Профессиональные навыки
- Можно протестировать, измерить, доказать
- Не зависят от того с кем и как учится/работает человек
- Приобретаются путем заучивания, запоминания готового материала
- Не зависят от смены ситуации, выполняются по шаблону
- Основаны на логике
Мягкие / гибкие навыки
- Почти невозможно протестировать, проанализировать, измерить
- Меняются при смене коллектива
- Приобретаются путём проб и ошибок, зависят от внутренних качеств, зависят от окружения
- Подстраиваются под определённую ситуацию, необходимы навыки импровизации
- Основаны на эмоциональном интеллекте
Механикам, бухгалтерам, IT-специалистам, смотрителям маяков, пилотам важнее знать механизмы, уметь пользоваться алгоритмами. Человеческий фактор, как и мягкие навыки, отходят на второй план или вовсе выключаются.
Мягкие навыки связаны с социумом:
- это набор личностных качеств (пунктуальность, дисциплинированность, коммуникабельность),
- социальные навыки (работа в команде, дипломатия, эмпатия),
- понимание себя и способность управлять своими эмоциями и состояниями.
Поэтому сейчас так востребованы все тренинги по личностному росту, так много коучей и менторов.
Как по мне, всё это проще приобретать в детстве. С возрастом, как и ветрянка, всё это переносится сложнее и дольше, а ещё побочных эффектов больше.
Достаточно просто выписать их и придумать ряд удобных инструментов, помогающих отточить тот или иной навык. Самое удобное в этом то, что пока вы будете придумывать задачи для детей, прокачаете и свои софт скилс.
Если вам важно обсудить, чему полезно обучить ребёнка, подписывайтесь на наш канал!
Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Домашние животные — не волшебное средство для воспитания ответственности