Найти тему

Желаете ребёнку успеха в карьере? Обучаться мягким навыкам и болеть ветрянкой легче в детстве

Большинство сказок рассказывают о таком популярном термине как soft skils (мягких навыках).
Отдалённо и интуитивно мы с детства знаем об их необходимости в жизни. Предлагаю разобрать градацию двух направлений навыков, которые стали активно использоваться в мире с начала 2000-х годов.

Английские термины вошли прочно уже даже в повседневную лексику многих из нас. Я узнаю новые слова от детей и нахожу это интересным. Но даже мои старшие дети иногда ворчат, пытаясь разобраться в лексике ровесников младшего сына. Поэтому дальше я буду использовать перевод на русский.

Почти любая история про принцесс рассказывает о том, что в самой сложной ситуации проще всего работать в команде, а хорошее отношение, выстроенное заранее залог помощи даже от незнакомцев. У Золушки были мышки, у Белоснежки лесные жители и гномы, то же самое встречается в сказках «Гуси-лебеди», «Ореховый прутик», «Алладин».

Мягкие навыки начинают развиваться с рождения, их проще объяснять на бытовых процессах, и они ценятся при подборе сотрудников на работу или при создании своего дела.

-2

К мягким навыкам относятся:

1. Креативность

Способность видеть ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения, проявлять творчество в любых сферах жизни.

Мы устраиваем дома мозговые штурмы по поводу и без. Если есть время, то садимся и решаем необычным способом даже бытовые процессы и учебные.

  • Так дома появилась мастерская по росписи старых или внепланово пострадавших вещей.
  • Есть упражнение «кухонный шкаф»: его периодически проходят все дети в нашей семье. Во время генеральной уборки всё вытаскивается из всех шкафов на кухне, и потом один из детей руководит выкладкой. Суть же в том, чтобы суметь обосновать свою позицию. А я рассказываю, почему они стояли раньше не там. Иногда сходимся на оптимизации детей, а иногда они понимают, почему система «до» была эффективнее. Ведь кухня — это то пространство, где чаще всего бывают все члены семьи и все ей пользуются.
  • Пока дети учатся в школе, можно развивать креативность на поделках. Лучше, когда дети делают их сами или активно участвуют в родительской помощи.
  • Участие в выставках современного искусства: мы ходим на них, специально не читаем описание и пробуем додумать, а уже после сравниваем своё мнение с автором.

2. Умение работать в команде и убеждать

Научиться договариваться в группе. Кадр из фильма «Мои, твои, наши»
Научиться договариваться в группе. Кадр из фильма «Мои, твои, наши»

Тут важно уметь работать со своими друзьями и уметь выстроить работу в незнакомом коллективе.

-4
  • Умение убеждать легко отточить, постоянно выступая. Прошёл урок — составь свой ТОП самого полезного из него и докажи, что это самое необходимое.
  • Очень сплачивает, когда за скучной деятельностью маячит что-то приятное и интересное. Главное в команде — чётко разделить деятельность, чтобы каждый понимал свои функции. Поэтому я очень радуюсь, когда в классах или дома есть деление на разные должности: казначей, ответственный за еду, ответственный за рассылку новостей, создатель контента (да, у нас даже дома есть такие) и т. д. Чем больше, тем интереснее. А ещё эти должности хорошо менять каждый год, тогда за время обучения все смогут побыть в разных ролях.

3. Способность импровизировать и адаптироваться

Мало тут приятного. Дети не любят такие практики, но выкручиваются хорошо. Любое задание и ограничение в ресурсах — хороший тренажёр: поход, но с ограниченным бюджетом на провизию, внезапное участие в конкурсах и т. д. 

В наше время ещё и освоение технологий — ключевой фактор в адаптации, поэтому различные программы, социальные платформы и гаджеты важны, как и умение ими эффективно пользоваться. И без примера на себе — никак. Так я, по совету детей, освоила рилсы в инстаграме и уже даже получила свой первый миллион просмотров.

4. Способность оценивать свои эмоции и причину их возникновения

Об эмоциональном интеллекте сейчас многие говорят, и я думаю, что это хорошая тенденция.

Что для нас в семье значит эмоциональный интеллект: злиться, нервничать, расстраиваться, беспокоиться — плохие эмоции, как и хорошие, должны быть.

-5

Тут главное — не отвечать на откровенность фразами:

— Это не так.

— Тебе кажется.

— У тебя не может быть проблем.

— Это ерунда.

Я не делала так с первыми детьми, ещё не знала, но интуитивно рассказывала им свои ситуации и что я чувствую. Всё переросло в то, что они не боялись делиться со мной потом.

А уже с остальными мы прям специально садились разбираться что/как/почему. Зачем? Потом ребёнок точно понимает свои эмоции и видит ситуации, где нужно уметь держать себя в руках, чтобы получить желаемое.

Итак, сравним софт скилс и хард скилс

Жёсткие / Профессиональные навыки

  • Можно протестировать, измерить, доказать
  • Не зависят от того с кем и как учится/работает человек
  • Приобретаются путем заучивания, запоминания готового материала
  • Не зависят от смены ситуации, выполняются по шаблону
  • Основаны на логике

Мягкие / гибкие навыки

  • Почти невозможно протестировать, проанализировать, измерить
  • Меняются при смене коллектива
  • Приобретаются путём проб и ошибок, зависят от внутренних качеств, зависят от окружения
  • Подстраиваются под определённую ситуацию, необходимы навыки импровизации
  • Основаны на эмоциональном интеллекте
-6

Механикам, бухгалтерам, IT-специалистам, смотрителям маяков, пилотам важнее знать механизмы, уметь пользоваться алгоритмами. Человеческий фактор, как и мягкие навыки, отходят на второй план или вовсе выключаются.

Мягкие навыки связаны с социумом:

  • это набор личностных качеств (пунктуальность, дисциплинированность, коммуникабельность),
  • социальные навыки (работа в команде, дипломатия, эмпатия),
  • понимание себя и способность управлять своими эмоциями и состояниями.

Поэтому сейчас так востребованы все тренинги по личностному росту, так много коучей и менторов.

Как по мне, всё это проще приобретать в детстве. С возрастом, как и ветрянка, всё это переносится сложнее и дольше, а ещё побочных эффектов больше.

-7

Достаточно просто выписать их и придумать ряд удобных инструментов, помогающих отточить тот или иной навык. Самое удобное в этом то, что пока вы будете придумывать задачи для детей, прокачаете и свои софт скилс.

Если вам важно обсудить, чему полезно обучить ребёнка, подписывайтесь на наш канал!

-8

Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Дал подростку задание, пришёл с работы — ничего не готово. Как уйти от неусыпного контроля к выполнению договорённостей?

Домашние животные — не волшебное средство для воспитания ответственности

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц