Найти тему
zorkinadventures

"Местные запрещают рассказывать про них": священные пещеры под вулканом на Гавайах

Джошуа Фоер, исследует Касумуру, самую длинную в мире из нанесенных на карту лавовых пещер: она протянулась более чем на 60 километров и на отдельных участках не уступает по размерам тоннелю метро. Бороздчатые стены этой пещеры сформировались при извержении вулкана около 600 лет назад.  Фото: Карстен Питер
Джошуа Фоер, исследует Касумуру, самую длинную в мире из нанесенных на карту лавовых пещер: она протянулась более чем на 60 километров и на отдельных участках не уступает по размерам тоннелю метро. Бороздчатые стены этой пещеры сформировались при извержении вулкана около 600 лет назад. Фото: Карстен Питер

Продолжаю рассказывать про лучших авторов и темы над которыми работает National Geographic (я тружусь в российском офисе). Джошуа Фоер делал репортаж про Гавайи: здесь столетия извержений создали сети пещер, скрывающиеся под вулканическими островами.

Он рассказывает: «Похоже, на лавовые трубки острова Гавайи распространяется своего рода «кодекс чести»: большинство спелеологов и экологов предпочли бы, чтобы посторонние не знали о пещерах. Когда местные спелеоги предложили свозить меня в Ману-Нуи, они поставили условие: National Geographic не раскроет ее точное местонахождение». Впрочем, подробнее про эти уникальные места.

Городок Оушен-Вью кажется этаким лоскутным одеялом: простеганное крест-накрест пересекающимися улицами, оно свисает с одной стороны вулкана Мауна-Лоа. Здесь, на территории в 264 квадратных километра (сопоставимо с площадью Иркутска или Оренбурга. — Примечание российской редакции.) проживает лишь 4,5 тысячи человек. Вы можете подумать: только патологический оптимист решился бы построить дом на запекшемся склоне действующего вулкана, но за два последних десятилетия Оушен-Вью стал пристанищем для спелеологов из разных стран мира. Они съезжаются сюда, чтобы изучать и проводить топографическую съемку сети лавовых пещер Кипука-Канохина, протянувшейся под городком на глубине от 5 до 25 метров.

Вулканические пещеры, или лавовые трубки, образовались, по геологическим меркам, за мгновения — за год-два, а иногда и вовсе за считаные недели: извержением лавы из недр Земли.

Большинство гавайских лавовых трубок сформированы слабовязкой, «быстрой» лавой, которую гавайцы, а вслед за ними и геологи называют пахоэхоэ. Излившаяся лава охлаждается, и на ее поверхности образуется тонкая, гладкая, слегка волнистая корка. Под этой коркой лава продолжает течь, расплавляя горные породы и прожигая подземные тоннели. Сквозь тоннели, полностью изолированная от воздуха, она может беспрепятственно изливаться на многие километры; когда извержение затухает, по каналам какое-то время еще стекают остатки расплава — в итоге получается циклопическая система трубок, напоминающая творение сумасшедшего водопроводчика.

Во время прошлогоднего извержения вулкана Килауэа на острове Гавайи, когда реки кипящей лавы устремились в море, часть расплава хлынула через трубки, образованные прежними извержениями, а некоторые потоки проторили новые тоннели, сделав «подземный трубопровод» еще более разветвленным.  Фото: Карстен Питер
Во время прошлогоднего извержения вулкана Килауэа на острове Гавайи, когда реки кипящей лавы устремились в море, часть расплава хлынула через трубки, образованные прежними извержениями, а некоторые потоки проторили новые тоннели, сделав «подземный трубопровод» еще более разветвленным. Фото: Карстен Питер

Пожалуй, нет на Земле другого места, где было бы так же много лавовых труб, как на Гавайях, и, наверное, ни один другой город не обладает столь благодатной почвой для их исследования, как Оушен-Вью.

Украшенные причудливыми нерукотворными орнаментами лавовые трубки на Гавайях кажутся совершенно инопланетными. «Сосульки» застывшей лавы свисают со сводов, точно сталактиты, приобретая самые странные формы — от острых акульих зубов до мягких пузырчатых крохотных шпилей. Длинные, полые — точь-в-точь коктейльные соломинки — отростки, выжатые из кровли лавового языка газами по мере охлаждения пещеры, свисают целыми гроздьями. Местами поблескивают мельчайшие кристаллы минералов железа. Где-то тонкий слой гипса делает стену белоснежной, а рядом колонии бактерий оставляют тусклые сине-зеленые разводы.

 Лавовые «сосульки» – обычные пещерные образования – выжимаются из кровли лавовой трубки под высоким давлением газов и затем, охлаждаясь и стекая, застывают в форме кривых игл с каплевидными кончиками.  Фото: Карстен Питер
Лавовые «сосульки» – обычные пещерные образования – выжимаются из кровли лавовой трубки под высоким давлением газов и затем, охлаждаясь и стекая, застывают в форме кривых игл с каплевидными кончиками. Фото: Карстен Питер

Ману-Нуи по многим причинам можно считать жемчужиной острова. Это одна из самых крутых в прямом — средний уклон 15,7 градуса — и переносном смысле слова лавовых трубок. Войдя туда через окутанное туманом отверстие, мы направляемся в зал, «оформленный» вполне в духе фантазий шоколадной фабрики Вилли Вонки. Стены, словно испачканные шоколадом, арахисовым маслом, вишней, брызгами желтовато-коричневых ирисок, кажутся аппетитными.

 Липкая на вид стенка в пещере Ману-Нуи появилась, когда химический состав лавы стал меняться, и содержащееся в ней железо, окисляясь, превратилось в разные минералы.  Фото: Карстен Питер
Липкая на вид стенка в пещере Ману-Нуи появилась, когда химический состав лавы стал меняться, и содержащееся в ней железо, окисляясь, превратилось в разные минералы. Фото: Карстен Питер

Ученые и спелеологи стремятся сделать все, чтобы уникальным образованиям не навредили искатели приключений: лавовые «сосульки» — штука хрупкая, достаточно одного неловкого движения руки, чтобы навсегда обезобразить пещеру.

«Мы пока сами не до конца поняли, что представляют собой эти пещерные экосистемы, — объясняет Лайман Перри из Гавайского отдела лесного хозяйства и природы. — Поэтому не хотим, чтобы сюда кто-то заходил. Если люди прознают об этих местах, быстро все разрушат».

Кроме того, многие гавайцы считают лавовые трубки kapu — священными местами, поскольку в древности они часто использовались для захоронений. Согласно гавайской традиции, кости содержат mana — частицу души, и их не стоит тревожить всуе. «Мы считаем наши пещеры священными, и они не должны быть осквернены», — Кеони Альварес, кинорежиссер и активист движения в защиту пещер. Проблема, однако, в том, что никто не может знать, использовалась ли конкретная пещера для захоронений, прежде чем она будет исследована. Но местные по-прежнему категорически отказываются входить туда — из уважения к предкам.

Один из участков пещеры Кипука-Канохина.  Фото: Карстен Питер
Один из участков пещеры Кипука-Канохина. Фото: Карстен Питер

По оценкам экспертов, в каждой второй пещере на острове Гавайи найдутся те или иные артефакты. Особенно в более сухой, подветренной части острова, где пресной воды не так много: вот и искали ее в лавовых трубках. В глубине Канохины, в сотнях метров от входа, нередко попадаются остатки факелов и каменные кольца, служившие подпорками для бутылочных тыкв, в которые по каплям собирали воду.

Вот здесь еще почитайте – "Карстовая пещера Крижна: красота под ногами в Словении".

В своем блоге Zorkinadventures собираю захватывающие истории и опыт читателей, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.