Российские онлайн-магазины говорят о беспрецедентных оборотах на распродажах 11 ноября.
Традиция предлагать массовые скидки 11 ноября относительно нова. По-настоящему популярным эту дату как день массовых распродаж сделала китайская Alibaba, которая впервые провела массовую акцию в 2009 г. С тех пор к распродажам 11 ноября стали присоединяться все больше онлайн-ритейлеров, сделав этот день настоящим конкурентом «Черной пятнице» и «Киберпонедельнику». Сейчас его уже принято называть «Всемирным днем шопинга».
Представитель «Aliexpress Россия» не раскрыл оборот за первый день распродажи. Но за первые 25 минут распродажи 11 ноября, по его словам, было сделано более 1 млн заказов. Другие опрошенные Потребньюс российские ритейлеры также говорят о беспрецедентном росте оборотов. Рассказываем, какие основные выводы можно сделать из этого.
1. Зависимость от скидок ведет на распродажи
Пандемия и локдауны стали дополнительными драйверами для онлайн-торговли и привели на рынок новых пользователей и продавцов, но это не повлияло глобально на поведение в интернете, говорит представитель «Aliexpress Россия». Цена остается определяющим фактором для большинства. «Традиционно в российском ритейле как офлайн, так и онлайн более 60% продаж достигаются за счёт различных акций и распродаж. Россияне ждут скидок и предпочитают покупать качественные товары по невысоким ценам», — говорит представитель компании.
«Мы наблюдаем тенденцию бóльшего спроса на товары по акции. Видимо, у потребителей начали заканчиваться деньги: пандемия нанесла существенный удар по покупательной способности населения, а люди стали снова переходить на покупки более дешёвых товаров», — сказала Потребньюс совладелица сети строительных гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич.
2. Покупать онлайн стало не страшно
В России растет доверие к интернет-торговле, сказал Потребньюс гендиректор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Аудитория электронной коммерции в России выросла почти на 70% до 60 млн человек, которые хоть раз делали заказ в интернете. Растет и возраст покупателей: люди старше 55 лет становятся активными интернет-покупателями, на них приходится уже одна пятая всех заказов.
Распродажи однозначно стали пользоваться большей популярностью — люди стали более взвешенно подходить к покупкам, рассказывает Соколов. Обычные дни в российской онлайн-торговле делается около 6 млн заказов в день. А в дни распродаж их число удваивается и иногда доходит и до 10-12 млн в день, говорит он.
Значительно расширился и ассортимент товаров в онлайне, что также способствует росту спроса, добавил Соколов. Например, на «Яндекс.Маркете» число товаров выросло на 94% по сравнению с тем же днём распродажи в прошлом году.
3. Для распродаж откладывают деньги
Больше половины пользователей копят деньги специально для распродаж, говорится в исследовании Platforma («Платформа больших данных», совместное предприятие ВТБ и «Ростелекома»). Россиян подходят к массовым распродажам основательно и заранее планируют покупки, люди составляют списки желанных товаров, сравнивают цены в магазинах, а иногда берут кредиты или одалживают деньги специально для шопинга на распродажах, пишут аналитики. «Исследование показало, что несмотря на то, что россияне жалуются на уменьшение размера скидок, к распродажам относятся положительно и ждут их», — говорит коммерческий директор Platforma Елена Фесенко.
4. Конкуренция сократила фейковые скидки, а покупатель стал внимательнее
Среди ритейлеров очень выросла конкуренция, отмечает Соколов: за время пандемии число поставщиков на отечественных маркетплейсах выросло примерно в 4 раза — их сейчас около 300 000. При такой конкуренции выставлять искусственные скидки становится бессмысленно (искусственные скидки, например, когда цена товара сначала специально накручивается, а потом сбрасывается). Клиент сегодня получает десятки предложений от разных продавцов с разными ценами, в интернете их очень легко сравнить. И, конечно, клиент выберет товар по наиболее выгодной ему цене, говорит Соколов.
36% покупателей перед покупкой в интернете сравнивают цены с другими магазинами, по данным «Потребительского индекса Иванова» от SberCIB. Только 12% покупателей готовы совершать покупки, не сверяя цены.
Как торговали лидеры онлайн-торговли в России
Wildberries 11 ноября побил свой же рекорд по числу заказов за сутки — 4,5 млн, в прошлом году - 2,5 млн заказов, говорит представитель площадки.
Продажи «М.Видео-Эльдорадо» выросли в два раза 11 ноября. Сказались отложенный спрос, который сформировался во время локдауна в начале месяца, а также покупки новогодних подарков заранее, говорит представитель ритейлера.
Ажиотаж на распродаже был рекордным в истории Ozon, сказал его представитель: уже в первый час акции клиенты делали 5 000 заказов в минуту. За сутки оборот Ozon составил 6 млрд руб. — в пять раз больше, чем год назад. В 2020 г. продажи в 11 ноября выросли всего вдвое, сказал Потребньюс представитель маркетплейса.
На «Яндекс.Маркете» рост оборота на 11 ноября составил 110%. Средний чек вырос на 8%.