Найти тему

Персонаж новой эпохи - какой он?

В ответ на утверждение, что психологический портрет человека каждой новой эпохи отличается от портретов людей прошлых эпох, что в каждую эпоху обыгрывается новый конфликт, я постоянно получаю следующие рассуждения:

«Человек во все времена един. Конфликты, которые его волнуют, понятны во все эпохи. Ничего не меняется на протяжении тысячелетий – люди остаются в рамках человеческой природы с одними и теми же сценариями, они даже в архетипы у нас прописаны»

Так вот, это верно.

Еще верно то, что мы не живем с вами в Древней Греции и не ставим искусство и философию превыше всего; мы не сжигаем и не сдаем инквизиции еретиков и ведьм ради царствия божия – мы не в Средневековье; нас не волнует голод и забастовки рабочих, оказавшихся перед фактом механизации производства и ненужности людей, как в Промышленную революцию; мы точно не потерянное поколение, вернувшееся с Первой Мировой войны и тд. И в то же время нам все это понятно. Человечество словно познает само себя в каждой новой мировой ситуации с новых сторон, оставаясь по сути тем, кто есть. И каждая новая ситуация – эпоха – высвечивает человека с новой стороны. Поэтому портреты человечества каждой эпохи отличаются от предыдущей.

Сейчас человек, влекомый собственными эмоциями, обидами, установками, сменяется человеком, осознанным, усилием воли меняющим установки, привычки, характер и судьбу в итоге, человеком, выбирающим нужный ему жизненный сценарий. В наше время уже не новость, что бессмысленно ковырять травмы, а смысл только в работе по изменению сознания, в достижении цели, в ставке на волю и выбор, на будущее

«Я не то, что со мной случилось, я - то, чем я решил стать»
К.Г.Юнг.

Итак, что же с персонажами должно происходить?

Все те рефлексирующие несчастные создания, что идут по жизни, сгорбившись под грузом прошлого, травм, пропивающие бессмысленное настоящее, должны уйти. Они принадлежат мертвому веку. Они теперь отражение ненужной литературы, пустого сценария.

Давайте рассмотрим, на что идет упор в создании персонажа будущего.

Прошлое: персонаж – безвольный участник событий, которые С НИМ СЛУЧАЮТСЯ. Он РЕАГИРУЕТ.

Будущее: персонаж выстраивает собственный сценарий, опираясь на состояние сознания «здесь-и-сейчас», выбирая состояния, эмоции, направление развития событий.

В прошлом мы видим персонажа, который следует внешним обстоятельствам, сюжету.

В будущем мы видим персонажа, мысли и эмоции которого сюжет выстраивают.

Можно сказать, это литературный эксперимент, но не ради эксперимента посмотреть «на что я способен, а я еще и не так могу», а ради действительно важной цели – создать персонажа, который отражает самосознание сегодняшнего человека и одновременно задает направление для тех, кто в это «будущее самосознание» еще не выбрался.

Стоит сделать оговорку: если вы не меняли ситуации с помощью сознания, если не делали волевой выбор между мыслить так и мыслить иначе, если не формировали новые привычки и качества, если не видели взаимосвязь декораций вашей жизни и вашим внутренним состоянием – боюсь, эта тема останется для вас недоступной, просто пустым звуком. Но! Можно попробовать проделать все это вместе со своим персонажем.

(продолжение следует)
______________________________________
Анна Гутиева
"О чем кричит редактор"

Приглашаю в уютную атмосферу
телеграм-канала
#персонаж #литературное творчество #литература #метамодерн