Один из самых известных и экранизируемых исторических романов, действие которого происходит в Древнем Риме, это «Quo vadis» («Камо грядеши») польского писателя Генрика Сенкевича. Он впервые был издан в 1896 г., но до сих его нельзя назвать устаревшим. В 1905 г. за эту книгу автор получил Нобелевскую премию по литературе. Роман переведён на 50 языков.
Название романа — цитата из апокрифических «Деяний Петра». По преданию, из-за масштабных гонений в правление Нерона в столице империи почти не осталось христиан. Апостол Пётр уходил из Рима, спасая свою жизнь. Но по дороге он встретил самого Христа, идущего навстречу. Пётр спросил: «Куда идешь (лат. Quo vadis), Господи?». Иисус ответил: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие». Пётр устыдился, вернулся в Рим и был казнён. Поскольку он являлся римским гражданином, его не распяли, а отрубили голову. При императоре Константине I на месте казни Петра начали строить базилику, в XVI веке на том же месте возвели огромный Собор Святого Петра.
А где конкретно Пётр встретил Иисуса? Это произошло на Аппиевой дороге — самой первой из знаменитых римских дорог. Её строительство начал в IV веке до н.э. цензор Аппий Клавдий Цек. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что в процессе строительства были проведены масштабные земляные работы (засыпаны овраги и срыты холмы), чтобы путь пролегал как можно более прямо. Эта дорога имела важнейшее военное значение. Она протянулась к землям самнитов — народа, с которым римляне в то время воевали. Благодаря мощёному тракту из Рима стало удобнее перебрасывать подкрепления, что способствовало победе.
Аппиева дорога сохранилась до наших дней. На протяжении двадцати трёх веков на ней ни разу не меняли дорожное покрытие и не проводили капремонта. Однако и сейчас, как и многие другие дороги, построенные древними римлянами, она используется по прямому назначению. Качеством строительства этой дороги восхищался в 536 г. н.э. византийский историк Прокопий Кесарийский и продолжают восхищаться наши современники.
Сама технология дорожного строительства в Древнем Риме секрета не представляет. Сперва землемеры намечали путь будущей дороги, потом рылась глубокая канава с водоотводами, которая слой за слоем заполнялась различными материалами. В самый низ клали необработанные камни, называемые statumen (основание). На них сыпали rudus (гравий), а верхний слой summum dorsum (завершающая поверхность) состоял из утрамбованной смеси земли с песком.
Самые важные дороги мостили камнем, но далеко не все. Общая протяжённость римских дорог оценивается в 400 тыс. км. Лишь четверть из них были мощёными. В последующие века, да и сейчас, дороги строят примерно так же, с поправкой на материалы и технологии. Но почему в таком случае древнеримские дороги сохраняются тысячелетиями, в отличие от нынешних? Всё дело в самом подходе к строительству. Римляне использовали для дорог самые лучшие материалы, а работы велась очень тщательно. Отвечали за постройку дорог высшие руководители государства, которые желали, чтобы результат остался в веках, прославляя их перед потомками.
Строительство таких великолепных дорог обходилось римлянам в гигантские денежные суммы. Аппия сенаторы обвиняли в растрате государственной казны, значительная часть которой была израсходована на его знаменитую дорогу. В имперские времена денег на строительство тем более не жалели, ведь императоры могли тратить их бесконтрольно на любые прихоти. При этом высококачественные дороги приносили ощутимую пользу. Благодаря ним развивалась внутренняя и внешняя торговля, легионы можно было не только перебрасывать из одного конца Империи на другой, но и снабжать их в любом месте дислокации.
Строительство дорог по древнеримской технологии, помимо большого расхода лучших материалов, требовала ещё и множества рабочих рук. У Рима не было проблем с привлечением к этому труду тысяч рабов, за которыми присматривали специалисты по дорожному строительству. Но значительная часть римских дорог, особенно в удалённых провинциях, строилась легионерами. Римские легионеры, помимо участия в сражениях, постоянно использовались для различных строительных работ, поэтому их квалификация сомнений не вызывала. Солдаты знали, что им самим предстоит совершать марши по этим самым дорогам и трудились на совесть.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев