Найти тему
Грузия и Грузины

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) - Часть 1 - Грузия в XII и начале XIII веков. Давид IV Агмашенебели (Строител

1. Воцарение Давида IV. Изменение международной обстановки. При воцарении Давида IV в Грузии была тяжелейшая ситу­ация. Царская власть фактически распростра­нялась лишь на Западную Грузию. Кахети-Эрети вновь стремилось к обособлению, Тбилиси находился под властью мусульман­ского эмира, Картли и южная Грузия были разорены и опустошены турками-сельджуками. Население покидало свои обжитые места и переселялось в горы или укрывалось в крепостях. Давид Агмашенебели (Восстановитель или Строитель) прекрасно понимал, что, для того чтобы изгнать турок и объединить страну, в первую очередь необ­ходимо было сломить самоуправство крупных азнауров и укрепить царскую власть. Особенно выделялся своей непокорностью представитель рода Багвашей Липарит V. Давид пленил его, но когда Липарит покаялся в своей стропти­вости, царь освободил его. Однако вскоре царь увидел, что клдекарский эристав вновь изменил ему и решил избавиться от него навсегда. Давид изгнал его из Грузии, а Клдекарское эриставство передал преданному царю азнауру. Некоторое время спустя царь расправился и с другим непокорным азнауром – владетелем Зедазенской крепости Дзаганом. Таким образом, дидебулы убедились в том, что Давид, в отличие от Георгия II-го, не потерпит измены.

Давид из верных ему азнауров организовал военные отряды, которые нападали на турок и уничтожали их. Была восстановлена дисцип­лина и наведен порядок в грузинской армии. Между тем на Ближнем Востоке сложилось положение, благоприятствующее борьбе Грузии против турок-сельджуков.

В 1092 году скончался султан Малик-шах и между его наследниками разгорелась ожесточенная борьба за власть, что сильно ослабило сельджукское государство. В 70-ых годах XI века в отдельное государство выделился Румский султанат. После смерти Малик-шаха распад сельджукского государ­ства еще более ускорился. Но все же главным было то, что все внимание турок было перене­сено на борьбу с крестоносцами.

В 1095 году во французском городе Клермоне римский папа Урбан II призвал народ двинуться в восточные страны на «освобождение гроба господня от рук невер­ных» – мусульман. По словам папы, все несчастья, обрушившиеся на страны Европы (неурожаи, массовые эпидемии чумы, войны) вызваны тем, что могилой Христа в Иерусалиме владеют му­суль­мане.

К этому периоду в европейских странах накопился огромный военный потенциал, увеличилось число рыцарей.

В 1096 году рыцари из разных стран Европы устремились на Восток. Они и соста­вили главную силу крестовых походов. Так нача­лось одно из важнейших событий в мировой истории – крестовые по­ходы. Раньше всех к Иерусалиму двинулись бедняки и бездомные, но при первом же столкновении с сельджуками были полнос­тью перебиты.

Отряды рыцарей из разных стран сошлись в столице Византии – Константинополе. Византийским императором в то время был Алексий I Комненос. Ему удалось на неко­торое время приостановить падение империи и отразить нашествие кочевых племен – пече­негов. Это был народ тюркского происхож­дения. Первоначально они жили между р. Волгой и Аральским морем. В IX веке они двинулись на Запад и стали совершать напа­дения на Византийскую империю. У западных границ империи печенеги были разбиты. После этого Алексий Комненос намеревался исполь­зовать крестоносцев против сельджуков. Однако собрать эту огромную военную силу в Константинополе (приблизительно 100 тысяч рыцарей) было делом небезопасным и визан­тийцы поспешили перевести их в Малую Азию.

Первый крестовый поход завершился успешно. Крестоносцы в 1098 году взяли Антиохию, в 1099  –  после ожесточенных боев освободили Иерусалим. На восточном побе­режье Средиземного моря крестоносцы основали свои царства и княжества (Иеруса­лимское царство, Антиохское княжество, Трипольское и Эдесское графства).

Царь Давид IV воспользовался тем, что турки-сельджуки были заняты войной с крестоносцами и прекратил им выплату дани.

2. Реформы Давида Агмаше­небели. Изменение международной обстановки в пользу Грузии несом­ненно имело важное значение. Нес­мотря на это, никакие успехи крес­тоносцев не могли вывести Грузию из тяжелейшего положения. Оставалось поло­житься на собственные силы.

В результате нашествий турок-сельджуков и ослабления царской власти был совершенно развален государственный аппарат. Необхо­димо было проведение реформ. Одной из важнейших была церковная реформа. Тя­желая ситуация в стране отразилась и на церкви. Духовенство состояло из недостойных лиц и противников царя. Церковную реформу попы­тался провести еще Баграт IV в 60-ых годах XI века, когда в Грузию приехал крупный церковный деятель Георгий Мтацминдели. Однако тогда замысел царя не был осущес­твлен, поскольку политическая обстановка была неблагоприятной.

Давид IV решил навести надле­жащий порядок в церкви и с этой целью в 1104 году созвал церковный собор. Собор проводился в Руис-Урбниси. На этом соборе были приняты важные решения по различным вопросам, касающимся церковной жизни (ношение церковного украшения, венчание, рукоположение, освящение и др.).

Спустя некоторое время после Руис-Ур­бнис­ского собора Давид принял важнейшее ре­шение. Он создал высшую должность мцигно­бартухуцеса Чкондидели. Мцигнобартухуце­си был начальником царской канцелярии (ему подчинялись 26 служащих), а Чкондидели – один из самых влиятельных епископов. Царь объединил эти две должности и отныне любые церковные и светские дела мог разбирать мцигнобартухуцес епископ Чкондидский. Авторитет и влияние мцигнобартухуцеса-епископа Чкондидского еще больше возросли, когда царь подчинил ему и высшее судебное учреждение страны – «Сааджо Кари». Первым на эту должность царь назначил своего наставника Георгия Мцигнобартухуцеси.

Давид организовал полицейский аппарат «мстовари» (соглядатаи), с помощью которого царь имел возможность быть в курсе всех событий, происходящих внутри страны и за ее пределами.

Для борьбы с турками-сельджуками необходима была хорошо вооруженная и преданная царю армия. С этой целью царь провел военную ре­фор­му. Он создал личную цар­скую гвардию – мо­нас­па. При Давиде гру­зин­ская армия делилась на три части: это были монаспа, гарнизоны, стоявшие в городах и крепостях и основная часть войска. Ясно, что вся тяжесть ложилась на основную часть. Военная реформа закончилась в 1118 году, когда Давид переселил с Северного Кавказа половцев. Давид, возможно по политическим соображениям, был женат на дочери половецкого князя Атрака Шара­ганисдзе (Шарукана)  – Гурандухт.

Половцы были народом тюркского проис­хож­дения. Они жили на территории северного Казахстана. В середине X века половцы двинулись на запад и заняли обширные территории до самого Дуная, но создать единое государство не смогли.

В 1103-1116 годах половцы были неод­нократно разбиты Великим Киевским князем Владимиром Мономахом. Переселению половцев в Грузию препятствовала война, которую они вели с осетинами. Царь Давид перешел на Северный Кавказ и подчинил себе осетин под условием вассальной зависимости. При Давиде влияние Грузии на Северном Кавказе еще больше усилилось. Здесь стали распространяться грузинская письменность, грузинский язык, культура, христианство. Все это еще больше сближало северокавказские народы с Грузией. Давид переселил в 1118-1120 годах в Грузию, примерно 40 тысяч семей. На северном Кавказе Давида сопровождал Георгий Мцигнобартухуцес Чкондидели, который здесь же и скончался. Каждая половецкая семья была обязана давать царю одного всадника. Возросший таким образом военный потенциал страны мог быть использован для борьбы как с внешними врагами, так и с некоторыми непокорными феодалами. С другой стороны, большая часть грузинского населения освобождалась от воин­ской службы и могла заниматься хозяйством, что способствовало экономическому подъему страны. Таким образом, сильная в военном отношении Грузия была бы надежно защищена от внешних врагов и пошла бы по пути своего дальнейшего развития.

3. Борьба с турками-сельджуками. Объе­динение страны. В 1104 году сторонники царя – кахетинские дидебулы захватили в плен Кахети-Эретского царя Агсартана и привели его к царю. После этого Давид присоединил к себе Кахети-Эрети. Почувствовав опасность, грозившую ему в результате объединения страны, гандзийский атабаг направил против грузин огромное войско.

В 1104 году Давид одержал блестящую победу при Эрцухи. В 1110 году грузины взяли город Самшвилде. Струсившие турки поспешили оставить занятые крепости. В 1115 году был освобожден Рустави, а в 1117 году Давид IV занял расположенный на крайнем востоке город-крепость Гиши. В 1118 году грузинские войска освободили Лоре. Стало ясно, что настала очередь и города Тбилиси.

Усиление Грузии чрезвычайно встрево­жило турок-сельджуков. Они надеялись окон­чательно сломить Грузию, тем более, что им удалось не раз нанести поражение кресто­носцам. Сельджукский военачальник Иль-Газ одержал победу над князем Антиохии Роже­ром, который погиб на поле боя вместе с другими ры­ца­ря­ми-крестоносцами. Можно предпо­ложить, что после этого боя состоялась тайная встреча Давида Агмашенебели и Иеру­са­лимского царя Болдуин II-го (1119-1131). Участники Дидгорской битвы – кресто­носцы-рыцари, видимо, прибыли в Грузию с Болду­ином II-ым и остались здесь.

По приказу султана Махмуда Мухам­медовича была собрана 300-тысячная армия, которая под предводительством Иль-Газа двинулась на Грузию. Этой грозной силе противостояли 40 тысяч грузин, 15 тысяч половцев, 500 аланов (осетин) и 100 крес­тоносцев. Сражение произошло на Дидгор­ском поле. Как сообщает канцлер Антиохии Готье, царь Давид обратился к своим воинам со следующими словами: «Воины-христиане! Мы легко победим врага, если будем самозаб­венно драться за Отечество наше. Одно я посоветую вам – дадим же всевышнему нашему обет, что из любви к нему все мы сложим голову на этом поле брани и не пропустим врага. И чтобы не бежать нам отсюда, завалим вход в ущелье деревьями».

12 августа 1121 года грузины под предво­дительством Давида Агмашенебели на Дид­горском поле одержали блестящую победу над турками. Враг не смог воспользоваться своим численным превосходством, так как царь вынудил турок драться в узком ущелье. Боль­шую роль в победе сыграла самоотверженность 200 воинов, которые выполнили замысел царя. Своим внезапным нападением они внесли панику и замешательство в стане врага. В этот момент грузинское войско под командованием Давида и его сына Деметре атаковали сель­джуков с двух сторон. Кровопролитная битва длилась несколько часов и закончилась блес­тящей победой грузин. В течение трех дней грузины по пятам преследовали беспорядочно отступающего врага и захватили большую добычу и множество пленных.

После Дидгорской победы в 1122 году Давид освободил город Тбилиси и столицу Грузии из Кута­иси перенес в Тбилиси. В городе был установлен мир и порядок. Всем жителям города, невзирая на религиозное вероисповедание, царь гарантировал неприкосновенность и покровительство. Мусульмане были обложены самым низким налогом – 3 динара, евреи платили 4 динара, а грузины – 5 динаров.

Как передает арабский историк Аль-Фарики, при Деметре I, в 1153-1154 годах в самом Багдаде так благоже­лательно не относились к мусуль­манам, как в Тбилиси.

В 1123 году Давид Агма­шенебели осво­бодил Дманиси. В 1123 году в Ширван вторгся султан Махмуд и послал Давиду наглый вызов: «Ты – лесной царь и никогда не выйдешь в поле, чтобы сразиться со мной. А если надумаешь и пожелаешь, пришли мне богатое подношение и выйди на встречу со мной». Царь Давид поспешно собрал 50-тысячное войско и двинулся к нему навстречу. Исто­рик Давида пишет, что, узнав о надвигающейся силе, султан струсил и отступил назад.

В 1124 году Давид завоевал Ширван. В том же году предста­вители ар­мянской столицы Ани обратились за помощью к грузинскому царю и попросили освободить город от турок. Турки господ­ствовали в Ани в течение 60-ти лет. Царь Давид освободил город и территории северной Армении присоединил к Грузинскому царству.
Великий царь Грузии Давид IV Агма­шенебели скончался 24 января 1125 года. Он оставил своим потомкам Грузию, границы которой простирались «от Никопсии до Дару­банда и от Овсетии до Арагаца». Царя похо­ронили в Гелатском монастыре. Грузинская церковь причислила Давида к лику святых и днем его поминовения установила 26 января (8 февраля).