В марте этого года исполнилось 170 лет со дня рождения Исмаила Гаспринского. В современной России редко вспоминают этого достойнейшего человека. Меж тем, в той же Турции его имя очень на слуху ведь Ататюрк, проводя свои реформы в начале ХХ века вдохновлялся идеями Гаспринского. В частности, идеей так называемого джадидизма (Т9 не знает этого слова, исправляет на "джигурдизм" и явно ошибается).
Исмаил Гаспринский жил в России, был родом из крымских татар, учился сначала в Москве, потом в Сорбонне и занимался издательской деятельностью. Его издания на тюркских, арабском, татарском языках - читали по всему исламскому миру от Египта до Китая.
Гаспринский сочинил первую утопию на татарском языке и даже издавал юмористическую газету "Ха-ха-ха".
Но главное - он продвигал идеи джадидизма, то есть, обновления. В исламской традиции есть два совершенно разных понятия для обновления. С одной стороны, это "бида" - то есть, негативное новшество, дурная новинка. С другой стороны, есть понятие "джадит" - это необходимое обновление, новшество, без которого нельзя обойтись. В исламе даже есть идея о том, что каждое столетие появляется обновитель, который оживляет ислам, вдыхая в него новую жизнь. И пока одни мусульмане считали неприемлемыми абсолютно все обновления, Гаспринский пошел по другому пути. Благодаря издательской деятельности, он начал продвигать идею нового образовательного метода.
Первоначально речь шла об обучении грамотности на национальных языках. (Прежде в исламских школах учили только на арабском, что было ужасно неудобно). Джадидисты считали что школу надо выстроить на основе классно-урочной системы по русским стандартам.
Следом быстро пришло осознание того, что надо создавать общее совместное образование для мальчиков и девочек. Ну а дальше - больше. Хочешь разрешить общее образование - надо выровнять права женщин. Хочешь выравнять права женщин - надо пересмотреть шариат. А для этого нужны и политические изменения.
Джадидисты горой стояли за модернизацию, но, к сожалению, судьба их оказалось печальна. Они благотворно приняли революцию, потом с жаром приняли участие в образовании новых мусульманских государств на руинах Российской империи. То ввязывались в проект по созданию независимого мусульманского Азербайджана, то создавали Туркестанскую автономию. При Ленине их хоть как-то терпели, но при Сталине мусульманские модернизаторы были подчистую разгромлены.
Но в то же время испытания первой половины ХХ века показывает, что идеи русского джадидизма не были забыты. Их активно подхватили турецкие политики.
Пока Россия активно громила джадидистов, президент Турецкой республики Ататюрк взял на вооружение их идеи и начал проводить культурные реформы. Он сменил арабскую письменность на турецкую, очистил язык от арабских и персидских влияний, а религию жестко отделил от государства. При Ататюрк медресе перестали получать дотации, а крупные религиозные центры (в том числе Айя-София) превратились в музеи.
Благодаря культурным реформам, проведенным Ататюрком, Турция начала быстро развиваться.
Однако до сих пор некоторые мусульмане ругают Ататюрка и русских джадидистов за то, что из-за них Стамбул перестал быть сердцем исламского мира и утраченные позиции захватили арабы.
А что думаете вы: стоят ли культурные реформы потери исторического и религиозного статуса города?