Вовлекая Советскую армию в политические игры в конце 80-х годов, Горбачев подрывал ее боеспособность и авторитет. (Рига, Грузия, «Путч»). Разваливая на 5 Съезде народных депутатов СССР как единое государство, создавая на его развалинах независимые государства, Горбачев и Ельцин обещали сохранить единое экономическое пространство, связь, транспорт, единую внешнюю политику, и вооруженные силы. Но провозглашение суверенитета и независимости, распад СССР, означал и прекращение существования единых вооруженных сил. Советская армия оказалась погребенной под обломками великой державы. Но все это происходило не единовременным актом, а постепенно, в ходе мучительного, длительного процесса. Так как возникали проблемы организационного, материально-технического, дипломатического и стратегического характера. А для командного состава породил еще проблемы материального, жилищного, служебного и просто человеческого, семейного порядка, особенно для выводимых в спешном порядке воинских частей из Центральной и Восточной Европы, да и из бывших республик СССР. Для многих офицеров возникали сложности морального характера, морального выбора. В первое время еще сохранялось единое военное командование. Но просто разделить танки, самолеты, артиллерию, военные корабли и т. д., не затронув живых людей в погонах невозможно. А это было чревато критическими ситуациями. Например, в средине февраля 1992 года с военного аэродрома в Хмельницкой области Украины в воздух поднялись 6 фронтовых бомбардировщиков, а приземлились они уже в Подмосковье. Так летчики, убежденные, что присягу дают только один раз, причем народу, а не политикам выразили свой протест против превращения их в неодушевленный придаток техники. Этот и подобные случаи широко обсуждались на страницах печати, на экранах телевиденья. Многие офицеры не выдерживали морально сложившуюся ситуацию и увольнялись из Вооруженных сил, а на гражданке их никто не ждал, они становились безработными. Назначенный Министром обороны Павел Грачев («Мерседес»), заявил, что «армия была и будет на стороне народа, на стороне Закона, на стороне Конституции». Но жизнь, однако, и на этот раз оказалась сложнее благих намерений. (Это и Приднестровье, и Таджикистан, и события в октябре 1993 года в Москве).
Да и с разделом армии по национальным республикам все оказалась не так просто. Так на Украине, через три четверти века, повторилась ситуация 1917 года, когда Центральная Рада, охваченная зудом «незалежности», начала формировать полки по национальному признаку, затем попыталась подчинить себе Юго-Западный фронт, Черноморский флот. Так и в 90-е, игнорируя статус Черноморского флота, как составной части Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Украина стала предъявлять на него свои права, требовать от личного состава принятия присяги на верность Украине. «…На верность Украине, а также России, Белоруссии, Казахстану и другим республикам Союза, уже военную присягу давал»- заявил Командующий Черноморским флотом И.В.Касатонов, в ответ на предложение о переприсяге.
Весна 1992 года прошла под знаком уже известной нам по событиям августа 1991 года «дуэли указов». На указ Президента Украины Л.М.Кравчука о переводе всех военных формирований, дислоцированных на территории Украины, под ее юрисдикцию, 7 апреля последовал указ Президента РФ Ельцина о переводе Черноморского флота по юрисдикцию России. Правда, 9 апреля, они договорились о приостановке своих указов, но машина конфликта стала набирать обороты. И в Севастополе едва не дошло до столкновения моряков с киевским ОМОНОМ, блокировавшим штаб Черноморского флота. Авиагарнизон в Саках, готовивший пилотов морской авиации, принял присягу на верность Украине. А так же и один из сторожевых кораблей, снявшись с якоря, 22 июля, ушел в Одессу. Эти инциденты подтолкнули президентов к договоренности о разделе флота, но временно, в переходный период до 1995 года, флот находился под Объединенным командованием. Но уже через год, 3 сентября 1993 года Ельцин и Кравчук договорились считать Черноморский флот Российским, а долю Украины, в его стоимости, компенсировать списанием с нее долгов за уже поставленные ей Россией газ, нефть, другие энергоносители.
Такая же ситуация сложилась в отношениях с Украиной по поводу размещенного на ее территории ядерного оружия. Хотя еще 21 декабря 1991 года, на встрече в Алма-Ате, главы республик договорились сохранить контроль над ядерным оружием за Россией. В 1992 году Украина, Белоруссия, Казахстан подписали Лиссабонский протокол о присоединении к договору СНВ-1 о сокращении наступательных вооружений. Протокол оговаривал обязательства этих стран в кратчайшие сроки избавиться от ядерных вооружений и присоединиться к договору о нераспространении, на правах государств, не обладающих ядерным оружием. Белоруссия и Казахстан ратифицировали этот договор и передали свое ядерное оружие России. А Украина начала маневрировать, стала требовать денег и гарантий. И хотя ратифицировала договор, но внесла в него односторонние изменения, что она остается ядерной державой. Уже 2 июля 1993 года Верховный Совет Украины объявил собственностью республики 2 тыс. стратегических ядерных боеголовок, расположенных на ее территории. Это составляло около 1/5 стратегического арсенала бывшего СССР. Это решение Украины вызвало беспокойство во всем мире. Россия и США не приняли такую ратификацию. Кроме этого, американцы узнали, что Украина начала пытаться взламывать коды доступа к ядерным боеприпасам. Тревога эта была тем более основательной, что Украина не обладала собственными специалистами, материальной базой и технологиями, способными поддерживать режим безопасного хранения, а тем более обновления ядерных боеголовок. Великобритания и США начали тихо подталкивать украинцев в сторону разоружения, зная эту территорию как очаг давней нестабильности. Отказ от ядерного оружия Украина оговаривала условиями материального и иного порядка, адресованных, как России, так и мировому сообществу.
Кому был выгоден отказ Украины от ядерного оружия? Конечно – же, самой Украине, так как она сбрасывала с себя финансирование, ведь уход за ядерными объектами стоил огромных денег.
Так продолжалось до 1994 года, когда в ходе визита Б.Клинтона в Россию было подписано трехстороннее российско - американо- украинское соглашение. В соответствии с ним, ядерные боеголовки Украина должна была передать России для демонтажа. Взамен, шантажисты вытребовали от России поставки Украине обогащенный уран, необходимый для ее АЭС. Кроме этого, деньжат подкинули еще американцы, только бы быстрее отнять «ядерную гранату», сами знаете у кого.
Так с первых дней «незалежности, Украина показала свое желание быть самостоятельной, но и пыталась получать все от России, как и раньше. И не стеснялась прибегнуть к шантажу не только России, но и мирового сообщества. Клинтон быстренько организовал Будапештскую филькину грамоту, в которой наобещал Украине разных гарантий. Так, был сорван план Украины и деньги получить, и остаться ядерной державой. Будапештский меморандум так и не был ратифицирован ни одной стороной его подписавшей, даже Украиной.
Получив по Будапештскому меморандуму гарантии своей безопасности, Украина начала разбазаривать все, что ей досталось от Советской армии, продавать то, что было исправным, и резать на металлолом остальное. Не дай Бог, если бы сегодня у Украины было ядерное оружие. Уже раздавались призывы со стороны даже Тимошенко о применении ядерного оружия против Донбасса. Но, как говорят на Украине, да и в России, бодливой корове Бог не дал рога.