Найти тему
RBI. Строим искусство

Чем Петербург похож на европейские города: рассказывает экскурсовод

Петербург считается наиболее европейским городом России – почему? В статье мы постараемся разобраться.

Первое, очевидное: город изначально задуман как европейский

В половине выдающихся зданий угадывается архетип, взятый из Италии, Германии, Дании или Франции. Традиция есть традиция! В очертаниях Петропавловской крепости легко угадывается датский Кастеллет. В Витебском вокзале – утраченный Южный вокзал Вены. В современном Лахта-центре – лондонский Shard. Вообще взять за образец чужое и, улучшив, получить своё – важная часть русской культуры.

Крепость Кастеллет в Копенгагене, Дания
Крепость Кастеллет в Копенгагене, Дания

Второе: статус столицы и дорогая земля

Туристы изумляются: почему в Петербурге дома стоят вплотную? Дворы-колодцы это что, издёвка над бедными? Всё проще – в столице земля дороже. Как и в любой европейской столице, в Петербурге была самая дорогая земля – поэтому зазоров под безымянные переулки почти не встретишь, а "световые дворы" были обязательным условием для архитекторов. Такие есть, например, в Дрездене [Kunsthofpassage] или в Париже.

-2

Третье: мощение

К сожалению, мощение диабазом [6-гранным булыжником] – редкость в Питере. Он встречается в переулка х Васильевского острова: Тучков, Академический, улица Репина; на территории Апраксина двора, на Дворцовой площади и вдоль набережной Зимней канавки. Есть и совсем уж раритет: мощение природным булыжником. В 2021 было найдено несколько дворов где мощение сохранилось под слоем асфальта [например, Марата, 46]– краеведы и муниципальные депутаты борются за их сохранение.

улица Репина
улица Репина

Четвёртое: природный камень

На болоте, над которым построен Петербург, гранит и мрамор почти не встречается. Везли природные камни с Ладожского озера, Онежского, с Финляндии и Ревеля. И в этом отношении замечательна Большая Морская улица. Здания банков и страховых обществ, старавшихся через внешний вид донести ключевое качество финансиста – надёжность. А передаёт это качество лучше всего гранит – на Большой Морской встречаются валаамский, гангутский, антрэа и сердобольский граниты.

Здесь же хочется отметить здания, облицованные песчаником. Песчаный цвет сразу наводит на мысли об Италии. В Петербурге песчаником покрыты музей Академии Штиглица, особняк Демидова, Казанский собор и особняк Кельха.

Академия Штиглица
Академия Штиглица

Пятое: религиозные здания

Обычно столица страны является её экономическим центром. И чем меньше ограничений, тем быстрее экономика развивается. Так что Питер был (хоть и не сразу) открыт для всех наций и видов религий. Помимо обилия европейских конфессий, в Петербурге есть мечеть, синагога, дом омовения и даже буддийский дацан. Такого набора религиозных построек нет даже в некоторых европейских столицах.

Дацан Гунзэчойнэй
Дацан Гунзэчойнэй

Шестое: Петроградская сторона

Не даром перекрёсток Каменноостровского и Мира получил название Австрийская площадь. Здесь максимальная концентрация доходных домов и особняков в стиле модерн. Однако модерн – обобщенное название: у немцев – югендстиль, у австрийцев – сецессион, у французов и бельгийцев – ар-нуво. На Петроградской есть все оттенки этих стилей, и даже ансамбли (пресловутая Австрийская и площадь Льва Толстого).

Каменноостровский проспект
Каменноостровский проспект

Седьмое: спокойствие и камерность

Гости города сразу замечают: тут не спешат. Размеренный темп Петербурга замечательно схож со средиземноморской сиестой. Удивительно, что Петербург пока не практикует режим "уикенда". Такой режим присутствует в некоторых городах Германии – приходя в магазин в воскресенье, путешественники с удивлением обнаруживают закрытые двери.

Что касается камерности: инстаграм наше благо и проклятие. Сначала он позволяет узнать об открывшихся ресторанах авторской кухни, затем делает их возмутительно популярными. Когда в заведениях образовались двухнедельные очереди на запись, стали появляться микрокофейни – заведения где мест 8-10 максимум.

Есть места, где кажется, что ты вовсе не в России. Главное среди них – Новая Голландия. Ландшафтный дизайн, чистота, защищённость, даже очищенный двухсотлетний кирпич стен – в этом современный европейски й Петербург. К счастью, мы живём в эпоху возрождения – а значит имеем все шансы увидеть, как разрозненные европейские частицы города наконец соединятся в единый ансамбль.

Автор: Дмитрий Березин

Фотографии: rutraveller.ru, pikabu.ru, depositphotos.ru, shutterstock.com